Неподалеку от площади, на его внутренней стороне, стоит симпатичнейший домик (Никитский бульвар, дом №7). Рядом, во дворике, уютный, небольших размеров памятник писателю Н.В. Гоголю работы скульптора Андреева. Он раньше стоял на соседнем бульваре, однако впоследствии был отнесен на свалку музея архитектуры, в Донской монастырь. Но в 1959 г. его установили здесь, во дворе толстовского владения. Во дворике памятник смотрится гораздо более уместно. И от этой скульптуры, и от этого дома веет покоем, умиротворенностью. Даже не верится, что как раз в этих стенах разыгрывалась одна из величайших трагедий русского литературного мира. Здесь 12 февраля 1852 г. он сжег второй том «Мертвых душ».
Это здание построено в начале прошлого столетия. Тут у религиозного фанатика графа Александра Петровича Толстого жил Гоголь. Он попал под «покровительство» священника Матвея Константиновского, человека строгого и набожного. Батюшка уговаривал писателя покаяться и больше не писать греховных книжек, а вместо этого заняться благостными религиозными сюжетами. Гоголь попробовал, но ничего из этого не вышло. Зато после одного из визитов священника он сжег в камине второй том «Мертвых душ».
Здесь перед самой смертью Николай Васильевич вдруг закричал: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!» Черновики же второго тома, вероятно, уничтожил хозяин дома Александр Толстой.
Сейчас в этом доме размещается библиотека №2 имени Гоголя - одна из самых уютных городских библиотек. В комнатах, которые когда-то занимал писатель, - маленький музей. Во дворе - уже упоминавшийся памятник Гоголю.
Однако именем Гоголя назвали не этот бульвар, а соседний. Может быть, оно и справедливо. Здесь он писал, страдал и жег свои шедевры. Там же Николай Васильевич бездельничал, крылаткой щеголял, шалил и подмигивал дамам.