- 15-ти летний юбилей должен был стать для музыкальной школы «ЛАД» прекрасным поводом принять заслуженные поздравления - за выпускников, ставших профессиональными музыкантами и преподавателями, за их награды, завоеванные в разных конкурсах. И наконец за многих и многих детей, которых здесь научили любить и понимать музыку.
Вот Гришу Верника, по словам его знаменитого папы, никто не мог заставить учиться музыке, хотя его бабушка - преподаватель фортепиано. Педагоги менялись один за другим, но все без толку, пока Гриша не попал в «ЛАД». Здесь учились многие звездные дети: Дима Ромашин, Настя Талызина, Таня Кабо. А Светлана Сорокина, чтобы не терять время, пока ребенок занимается, сама поступила на класс гитары.
Рассказывают в школе и о других учениках. О слепом мальчике Мите с уникальными музыкальными способностями. О мальчике, страдающем церебральным параличом, которому с трудом дается каждое движение. А он занимался фортепиано и участвовал в концертах.
У каждого ребенка здесь был индивидуальный учебный план в соответствии с его особенностями и способностями. Преподавателей «ЛАДа» не загоняли в рамки усредненной программы: все они имели право и возможность проводить занятия по собственной методике. Эти принципы с самого начала определил Валентин Павлович Середа - именно он 15 лет назад создал небольшую творческую студию-мастерскую, которая со временем развилась в полноценную школу.
«Для нас эта школа просто бесценна с точки зрения подхода к детям, - объясняет Эмма Кудряшова, мама одного из учеников. - Это не столько обучение, сколько сотрудничество педагога и ребенка, которое невозможно представить в обычной школе. Мой сын учится здесь с трех лет. Он приезжает и погружается в совершенно особую атмосферу музыки. Он видит перед собой и взрослых музыкантов, и студентов колледжа, которые упражняются, играют квартеты. И детям хочется включаться в творчество. Раз в полгода у нас были музыкальные собрания, где ребята играли не только чужие произведения, но и свои».
Однако с 1 сентября этого года в любимую «музыкалку» они не ходят. Виной тому администрация колледжа имени Гнесиных, хозрасчетным подразделением которого является «ЛАД». По распоряжению директора колледжа Татьяны Петровой с родителями не заключили очередной годовой договор на обучение детей. То есть школа формально еще существует, но учеников у нее нет. Преподавателей «ЛАДа» склоняют к увольнению. «Директор сказала: «Я не могу вас уволить, но создам вам невыносимые условия», - признается ведущий преподаватель школы Софья Лемберг. - Вот я должна сидеть в здании школы каждый день с 10 до 19, без учеников. И получать 3 тысячи 700 рублей. Некоторые педагоги не выдерживают и забирают трудовые книжки. Разрушается уникальный коллектив. Но директор заявляет: «Незаменимых преподавателей нет...»
Родители 180 детей, которых без предупреждения фактически оставили без музыкального образования, тоже вспоминают директорские фразы. Например: «Мне ваше счастливое детство здесь не нужно». Интересно, что Татьяна Петрова сама в прошлом ученица Валентина Павловича Середы. До недавнего времени к деятельности «ЛАДа» относилась благосклонно. Но тут, можно предположить, встал вопрос о том, чтобы увеличить доход от этого подразделения колледжа. То есть превратить его в элитное заведение для тех, кто готов платить, независимо от желания заниматься музыкой...
Некоторые родители настроены решительно и собираются предъявить администрации колледжа судебные претензии. К сожалению, обращения в Министерство культуры, в Департамент образования возвращаются с отписками или вовсе остаются без ответа. Никому нет дела до того, что дети в сложившихся условиях не смогут продолжить музыкальное образование в полном объеме (собеседования в другие школы уже прошли, кто же возьмет учеников в середине учебного года?).
«Теперь нам предлагают переходить в некие музыкальные классы, которые ведут преподаватели, обычно занимающиеся со студентами, - рассказывает Эмма Кудряшова. - Мы точно не пойдем. Были уже примеры, когда дети не выдерживали прессинга педагогов, привыкших работать со взрослыми. Нам говорят: «В школе вас развлекали. А мы развлекать не будем. Здесь вы будете работать». Но ведь детей не развлекали, а увлекали! И результаты при этом увлечении были совершенно потрясающими».