Погода обещала стать нелетной. Но День Москвы прошел точно так, как было запланировано: торжественно, празднично и при этом по-деловому. Закаленные организаторы авиасалона встретили делегацию Правительства Москвы во главе с первым заместителем мэра, руководителем Комплекса экономической политики и развития города Юрием Росляком. Он, надо сказать, назвал непогоду хорошей приметой... День Москвы открыли, перерезав ленточку, - и тут же в небо поднялся вертолет Ка-226 с огромным флагом столицы. Модель вертолета была выбрана неслучайно - он создавался при поддержке столичного правительства. Резкий ветер разносил над собравшимися звуки маршей и торжественных речей. «Основные разработки авиационной, космической техники, а также ракетной техники для нужд обороны сосредоточены в столице. Московские конструкторы работают над ними. Потом они проходят опытное изготовление и, наконец, поступают в серийное производство», - говорил Юрий Росляк.
Действительно, на нынешнем МАКСе из 711 участников - 465 российских, и среди них 204 - московских. Это самые разные предприятия - от относительно небольших, занимающихся спутниковой связью, до гигантов авиастроения... Обширную экспозицию столичных предприятий правительственная делегация осмотрела, побывала и на стоянке авиатехники. Юрий Росляк поднялся на борт Sukhoi Superjet 100. Он же награждал победителей конкурса достижений: молодых ученых, аспирантов и студентов Москвы в области авиакосмической техники. «Эти проекты имеют уже реально практический характер, - подчеркнул он, - и нуждаются только в государственной системе поддержки.
А смотром юных талантов стал II Московский открытый фестиваль детско-юношеского творчества «От винта» и молодежный конкурс «МАКС-2009 - летательные аппараты будущего».
«Любовь к авиации зачастую закладывается еще в раннем детстве», - сказала автор и идеолог проекта Виктория Соболева. Поэтому ребята из разных регионов страны в возрасте от шести до двадцати лет - стали участниками авиасалона. И еще познакомились с первыми лицами государства. Поддержать молодежь пришел премьер-министр Владимир Путин. «Надеюсь, что ваш дебют станет началом великих открытий!» - пожелал ребятам Владимир Владимирович.
На пресс-конференции, предшествовавшей Дню Москвы на МАКСе, много говорилось о проблеме кадров в авиационной и космической промышленности: что нужно сделать, чтобы работа в отрасли стала привлекательной для молодежи. Многое тут зависит от стабильности предприятий.
«Мы не сомневаемся в качестве специалистов, которых готовят наши вузы. Но к этому должен быть приложен соответствующий экономический потенциал. Он должен быть обеспечен в первую очередь государственным заказом. И те руководители, с которыми мы сегодня встречались, с удовлетворением говорили о том, что контракты финансированием обеспечены», - сказал Юрий Росляк.
Как минимум полтора года стабильной работы гарантирует фирме «Илюшин» контракт, заключенный на Дне Москвы, о поставке 30 самолетов Ан-148 и 15 самолетов Ту-204СМ компании «Атлант-Союз», официальному перевозчику Правительства Москвы. «Для нас это самая крупная сделка в истории и самый большой заказ нашим поставщикам, что очень важно в условиях кризиса», - признался Александр Рубцов, генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко». Ну а пока на МАКСе генеральному директору авиакомпании «Атлант-Союз» Евгению Бачурину вручили модели заказанных им самолетов. «Сегодня российская авиационная техника сделала громадный шаг вперед и является по своим характеристикам ничуть не хуже иностранной техники, - подчеркнул он. - Для столицы, для ее правительства - нашего главного акционера и для нас очень важно, что большая часть стоимости этих самолетов создается в Москве». Был заключен в этот день и еще один крупный контракт между аэропортом «Внуково» и аэропортом Берлина - о совместном строительстве почтово-грузового терминала.
В общем, этот День Москвы, пятый за историю проведения авиакосмических салонов в Жуковском, действительно оказался удачным, как и предсказывал первый зам. мэра. Средства были потрачены не зря. Кстати, по словам ответственного за проведение мероприятий Правительства Москвы Владимира Литвинова, они на 70% финансируются из бюджета города и на 30% - на средства частных инвесторов... За самую зрелищную часть Дня Москвы, показательные полеты, многие беспокоились - не помешает ли ненастье. Оказалось, беспокоились напрасно. Самолеты уверенно поднимались в небо, вычерчивая фигуры высшего пилотажа...