Аргументы Недели → Город М № 32(170) от 13.08.2009

Маршрутки: смена экипажа?

, 17:38

С января 2010 г. в столице за рулем маршруток не останется ни одного водителя‑гастарбайтера, пообещал недавно руководитель Департамента транспорта и связи правительства Москвы Василий Кичеджи. «Некоторые перевозчики уже сами отказались от иностранцев, а для других квота нашим решением была сокращена до нуля», - заявил он.

На сегодняшний день 55% (то есть больше половины водителей общественного транспорта Москвы, включая маршрутки) - выходцы из ближнего зарубежья. В ГУП «Мосгортранс» это в основном украинцы и молдаване. У частников граждане Украины и Молдовы тоже работают, но кавказцев там все же побольше. Чуть только на родине дела начинают идти получше - многие водители-гастарбайтеры без сожалений покидают наш не слишком гостеприимный город. Так, сейчас домой потянулись украинцы.

Но большинству покидать Москву пока ни к чему. Они обжились в российской столице, привезли семьи. И за скромные, по московским меркам, деньги готовы терпеть дикий ритм и напряжение мегаполиса.

Что касается москвичей, то уже полвека они садятся за руль общественного транспорта с большой неохотой. Даже в советские времена, когда зарплата водителя общественного транспорта была 250 руб. (в два раза больше, чем у молодого инженера), они пренебрегали баранкой автобуса. Теперь у городского перевозчика зарплата колеблется от 33 до
47 тыс. руб
. - при том, что дорожная ситуация в столице далеко не столь спокойная, как раньше. Москвичей такие условия и оплата труда не слишком соблазняют и в кризис.

Правда, в пресс-службе «Мосгортранса» утверждают: ситуация меняется, и с начала 2009 г. на
предприятии обучено и подготовлено для работы на общественном транспорте 349 жителей города
. Невелика цифра, если учесть, что
на 2010 г. ГУП подал заявку на привлечение 12 тыс. иностранных водителей. Однако разрешение
было получено только на 7 тыс. чело-
век
. «Если нам не позволят принять
 хотя бы такое количество иностранцев, в городе просто некому будет водить автобусы», - признались нам в «Мосгортрансе».

Возможно, вскоре встанут на прикол и маршрутки частных компаний-перевозчиков. Для них квота на прием водителей-иностранцев со следующего года будет равна нулю. Частные перевозчики от вводимых мер однозначно сильно пострадают. Кем они заменят гастарбайтеров? Разве что приезжими из регионов России и нашими соотечественниками, возвращающимися сюда на ПМЖ. Последние, впрочем, раньше редко работали водителями на московском общественном транспорте.

По всей видимости, кампания против гаст-
арбайтеров на маршрутках как раз задумывалась для того, чтобы прижать частников
. Городское предприятие «Мосгортранс» съедает огромные деньги из столичной казны. И практически ничего не зарабатывает, потому что «бюджетные» автобусы возят в основном льготников-бесплатников. А все трудоспособное население, которое платит за проезд «копеечку», развозят маршрутки. Видимо, в столичном правительстве нашли способ переломить ситуацию...

Все претензии к водителям-иностранцам, в сущности, являются надуманными. Вот, например, говорят, что гастарбайтеры плохо водят маршрутки и регулярно попадают в аварии. Но это опровергает статистика! В Москве за год происходит в среднем 140-150
ДТП с участием маршрутных такси, из них по вине водителей порядка 40
. И это в 12-миллионном городе, где за сутки фиксируется по полторы тысячи аварий. За прошлый год у частных операторов не было ни одного ДТП со смертельным исходом.

Говорят, гастарбайтеры не знают города. Так они по 5-10 лет ездят по одному маршруту, каждую выбоину изучили! Утверждают, иностранцы не говорят по-русски. Так о чем с ними разговаривать? Названия остановок они и так знают отлично. Жаль, что меры, предпринимаемые правительством Москвы, превратят этих добросовестных трудяг в бездомных и голодных безработных, которых и без того немало на улицах города.

Аргумент специалиста

Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:

- Иностранцы сегодня - главная движущая сила всего наземного транспорта столицы. В правительстве города не могут об этом не знать. Чтобы привлечь москвичей, надо повысить престиж работы. А для этого необходимо увеличить зарплаты. Но как их увеличишь, если пассажирский транспорт работает на грани рентабельности!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram