С января 2010 г. в столице за рулем маршруток не останется ни одного водителя‑гастарбайтера, пообещал недавно руководитель Департамента транспорта и связи правительства Москвы Василий Кичеджи. «Некоторые перевозчики уже сами отказались от иностранцев, а для других квота нашим решением была сокращена до нуля», - заявил он.
На сегодняшний день 55% (то есть больше половины водителей общественного транспорта Москвы, включая маршрутки) - выходцы из ближнего зарубежья. В ГУП «Мосгортранс» это в основном украинцы и молдаване. У частников граждане Украины и Молдовы тоже работают, но кавказцев там все же побольше. Чуть только на родине дела начинают идти получше - многие водители-гастарбайтеры без сожалений покидают наш не слишком гостеприимный город. Так, сейчас домой потянулись украинцы.
Но большинству покидать Москву пока ни к чему. Они обжились в российской столице, привезли семьи. И за скромные, по московским меркам, деньги готовы терпеть дикий ритм и напряжение мегаполиса.
Что касается москвичей, то уже полвека они садятся за руль общественного транспорта с большой неохотой. Даже в советские времена, когда зарплата водителя общественного транспорта была 250 руб. (в два раза больше, чем у молодого инженера), они пренебрегали баранкой автобуса. Теперь у городского перевозчика зарплата колеблется от 33 до
47 тыс. руб. - при том, что дорожная ситуация в столице далеко не столь спокойная, как раньше. Москвичей такие условия и оплата труда не слишком соблазняют и в кризис.
Правда, в пресс-службе «Мосгортранса» утверждают: ситуация меняется, и с начала 2009 г. на
предприятии обучено и подготовлено для работы на общественном транспорте 349 жителей города. Невелика цифра, если учесть, что
на 2010 г. ГУП подал заявку на привлечение 12 тыс. иностранных водителей. Однако разрешение
было получено только на 7 тыс. чело-
век. «Если нам не позволят принять
хотя бы такое количество иностранцев, в городе просто некому будет водить автобусы», - признались нам в «Мосгортрансе».
Возможно, вскоре встанут на прикол и маршрутки частных компаний-перевозчиков. Для них квота на прием водителей-иностранцев со следующего года будет равна нулю. Частные перевозчики от вводимых мер однозначно сильно пострадают. Кем они заменят гастарбайтеров? Разве что приезжими из регионов России и нашими соотечественниками, возвращающимися сюда на ПМЖ. Последние, впрочем, раньше редко работали водителями на московском общественном транспорте.
По всей видимости, кампания против гаст-
арбайтеров на маршрутках как раз задумывалась для того, чтобы прижать частников. Городское предприятие «Мосгортранс» съедает огромные деньги из столичной казны. И практически ничего не зарабатывает, потому что «бюджетные» автобусы возят в основном льготников-бесплатников. А все трудоспособное население, которое платит за проезд «копеечку», развозят маршрутки. Видимо, в столичном правительстве нашли способ переломить ситуацию...
Все претензии к водителям-иностранцам, в сущности, являются надуманными. Вот, например, говорят, что гастарбайтеры плохо водят маршрутки и регулярно попадают в аварии. Но это опровергает статистика! В Москве за год происходит в среднем 140-150
ДТП с участием маршрутных такси, из них по вине водителей порядка 40. И это в 12-миллионном городе, где за сутки фиксируется по полторы тысячи аварий. За прошлый год у частных операторов не было ни одного ДТП со смертельным исходом.
Говорят, гастарбайтеры не знают города. Так они по 5-10 лет ездят по одному маршруту, каждую выбоину изучили! Утверждают, иностранцы не говорят по-русски. Так о чем с ними разговаривать? Названия остановок они и так знают отлично. Жаль, что меры, предпринимаемые правительством Москвы, превратят этих добросовестных трудяг в бездомных и голодных безработных, которых и без того немало на улицах города.
Аргумент специалиста
Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:
- Иностранцы сегодня - главная движущая сила всего наземного транспорта столицы. В правительстве города не могут об этом не знать. Чтобы привлечь москвичей, надо повысить престиж работы. А для этого необходимо увеличить зарплаты. Но как их увеличишь, если пассажирский транспорт работает на грани рентабельности!