Аргументы Недели → Город М № 31(169) от 06.08.2009

С диким судовладением покончено

, 18:15

Человек за штурвалом маломерного судна - точно так же, как и водитель автомобиля, должен иметь при себе права и документы, подтверждающие право собственности на судно. Проверки на воде теперь не редкость. Правда, штраф за отсутствие документов невелик - 100 рублей. Если их нет вообще - плати полторы тысячи, а судно отправляется на штрафстоянку - буксируется на причалы ГИМС или специально выделенные места в яхт-клубах. Такая вынужденная потеря времени в короткий московский сезон - самая суровая мера воздействия. Не придуманы еще такие штрафы, чтобы хозяина, скажем, двухсоттысячедолларовой яхты напугать, - но вот времени ему жалко.

Туда же отправляются катера и яхты с капитаном в состоянии опьянения до устранения причины, то есть пока не протрезвеет. «Наши инспектора следят за тем, чтобы владелец судна управлял им в трезвом уме и доброй памяти. Мы проводим техосмотры, проверки яхт-клубов, следим за безопасностью на воде, - объясняет Андрей Печенин, заместитель начальника ГИМС г. Москвы. - Да, есть что-то общее с ГИБДД. Но вот со взятками у нас не был замечен ни один инспектор!»

Дисциплинированные судовладельцы к строгостям относятся с пониманием - слишком много было беспредела на воде... Он начался с конца 80-х, когда у некоторых граждан появились деньги на дорогие сезонные игрушки. Отчего было на них не почудить: поездить по головам купающихся, пострелять по бутылкам, а при случае и по инспектору ГИМС, вооруженному одной только ракетницей. К тому же от маломощных катеров, которыми была оснащена служба, оторваться труда не составляло...

Теперь другое дело. ГИМС как структурное подразделение вошла в состав МЧС, инспектора рассекают на финских быстроходных катерах. Угроз в свой адрес им слышать уже не приходится. Не то что в начале 90-х - уволим, утопим... Времена «дикого судовладения» определенно подходят к концу. Так, случаев управления плавсредством в нетрезвом виде стало очень немного. Незарегистрированных катеров и яхт все меньше. В конце 90-х количество «нелегалов», по некоторым оценкам, в четыре раза превосходило число учтенных маломерных судов.

К 2003-му по картотеке ГИМС в Московском регионе их числилось 8 тысяч. Теперь ежегодно на учет ставится более 3 тыс. судов. Эта цифра растет из года в год. За нынешний 2009-й зарегистрировано уже более 5 тыс. «маломерок», и общее их число достигло по Москве 27 тысяч.

Маломерным считается судно, которое имеет стационарный двигатель мощностью до 75 л/с или подвесной мотор независимо от мощности и рассчитано не более чем на 12 пассажиров. Также в эту категорию попадают гидроциклы и настоящие морские яхты... Само собой, и права на вождение этих судов разные. Проще всего сдать на права на гидроцикл. Следующая по сложности - мотолодка, потом катер, затем парусное судно и, наконец, морское прогулочное судно. За 2009 г. по всем категориям на право вождения были аттестованы 3600 человек.

Владельцев дорогих яхт среди них немного. Но что ни сезон, все новые финские и шведские красавицы прибывают к причалам подмосковных водоемов, затмевая своей красотой массу непритязательных катерков и моторных лодок. Кстати, за мэром Лужковым, а точнее за его женой, числился катер «Крым-400» - простенькая по нынешним навороченным временам алюминиевая шестиместная посудина украинского производства. Но для многих москвичей и катер - непозволительная роскошь. Стоянки стоят дорого, и еще попробуй их найди! Ремонт, заправка судна - всегда проблема. Вот и получается, что более 70% парка маломерных судов - простые надувные мотолодки.

Их владельцы - в основном законопослушные представители среднего класса. Они водят свои скромные суда так же дисциплинированно, как семейные автомобили. Видимо, в этом одна из причин, что по маломерным судам аварийность стремится к нулю. Столкновений почти нет. Больше половины аварий - это опрокидывание и затопление. Гибель людей случается редко, в основном при плавании и нырянии с судна. За последние 5-7 лет в Московском регионе количество несчастных случаев постоянно снижается. Если в 2003 г. на водоемах столицы погибли 297 человек, то в 2008-м - 72. Все 23 спасательные станции в городе были переоснащены новым оборудованием, спасательный флот полностью заменен. На выходные дни формируются усиленные группы спасателей, особенно если температура поднимается выше 25 градусов.

«Неудачным выдался 2007 год, - рассказывает Андрей Печенин. - Тогда был случай: два товарища катались на лодке. Один учил другого ездить на водных лыжах. Они то и дело менялись местами. Когда за руль катера сел человек без прав и опыта вождения, воднолыжник упал, а товарищ, подходя к нему, по неопытности зарубил друга винтами. Его доставили на спасательную станцию, но раны оказались несовместимы с жизнью. Такова цена неумелого маневрирования. В том же году на спортивных соревнованиях произошло столкновение двух гидроциклов, один гонщик погиб».

Относительно свежий случай - скорее курьез, который мог обернуться трагедией. На Химкинском водохранилище у причала клуба стояла дорогая яхта. Капитан прогревал двигатель и, прежде чем отчалить, вышел отдать швартовые концы. А его гости в это время устроили фотосессию с барышнями прямо в рубке. Одна мадам решила прилечь на рычаги управления. И судно стрелой понеслось прямо на плотину. Чудом обошлось без жертв. «Или вот совсем недавно, - вспоминает Андрей Печенин, - два инспектора на катере шли по каналу имени Москвы. Навстречу «Ракета», а посреди канала две головы - люди купаются. Ну, купаться в канале им. Москвы в выходной день - это все равно что лечь позагорать на МКАДе. У капитана «Ракеты» мертвая зона в зависимости от скорости движения от 80 до 150 метров! Инспектора поставили свой катер поперек и быстро по рации дали предупреждение «Ракете». Затем вытащили людей и отвезли на берег. Таких спасений немало. Это обычная работа».

Такие заработки

Зарплата обычного инспектора от 15 до 25 тыс. рублей в зависимости от выслуги лет. У старшего инспектора - 30 тыс. рублей. При том что в среднем яхт-клубе электрик получает от 20 тыс. рублей. На всей Московской акватории за соблюдением порядка следят 30 инспекторов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram