В Интернете давно ходили слухи, что в Москве готовится закон, который запретит все неформальные молодежные объединения. Теперь, казалось бы, можно успокоиться - их не запретили. Зарегистрироваться в Минюсте в соответствии с федеральным законом вправе любое молодежное объединение. Кроме явных экстремистов. А можно и не регистрироваться - встречаться как клуб по интересам.
Однако в новом законопроекте предлагается создать в столице специальный реестр. Попасть в него молодежные объединения могут лишь с благословения московских властей. Если неформальное объединение все же просочится в реестр послушных, его исключат из списка за «предоставление ложных сведений о составе и целях объединения». Другими словами, заметили ребят на оппозиционном пикете - все, плати штраф (размер не прописан - это прерогатива Административного кодекса). Еще одна оппозиционная «оплошность»? Долой из списка!
Надо ли говорить, что пребывание в списке гарантирует молодежной организации финансовую поддержку от города. Причем если раньше столичные власти подкармливали молодых из рук коммерческих структур, теперь деньги к ним потекут напрямую из бюджета. «Реестр нужен для того, чтобы отгонять чужих от бюджетных котлет, - комментирует депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Не вошедшие в список «правильные» молодежные объединения должны считать себя вне закона?! Не удивлюсь, если движения будут организовывать по команде сверху! И добрый Лужков впереди!»
Начало подобным порядкам в проекте закона уже положено. В нем правительство города предусмотрело создание молодежной ассоциации, которая будет иметь статус общественной государственной организации. Напрямую патронат мэрии не прописан, но всем очевидно, кого обласкают старшие партийцы-единороссы. «Нельзя создавать общественные организации по команде, - уверен депутат Госдумы Виктор Илюхин. - Но реалии таковы, что командно-административные методы сегодня активно работают в молодежной среде. «Наших» создали, молодогвардейцев - тоже. Одни сборы на Селигере, куда приезжают более 10 тысяч человек, стоят столько, что пенсионерам Москвы хватило бы на полгода».
Благонадежным молодежным организациям живется сладко. Им выделяют помещения по смехотворной арендной плате, а также деньги для тиражирования атрибутики и привлечения новых членов. Цель чиновников очевидна. За последние несколько лет их число увеличилось в полтора раза. Это как раз рекруты из молодежи. Ребятам - престиж и доходы. Властям - социальная опора. Но почему эта опора должна финансироваться из бюджета? «Комсомол заслужил такое право, пройдя войну и победив разруху. А что сделали для страны нынешние «молодогвардейцы?» - удивляется Виктор Илюхин.
«Бюрократизация молодежной политики на руку только одной партии, - подчеркивает Сергей Митрохин. - Осталась неделя для того, чтобы изменить проект во втором чтении. Кстати, молодежное «Яблоко» еще на стадии обсуждения проекта закона внесло 50 поправок. Из них только 8 было принято».
«Для меня вся молодежь делится на две части: первые - правильные, которые состоят в правильных организациях и готовятся стать резервом Правительства Москвы. Вторые - неформалы, - откровенно говорит депутат столичного парламента Андрей Ковалев. - За первых я спокоен, у них в жизни будет все нормально. Они не станут употреблять наркотики, алкоголь. Потому что они карьеристы в хорошем смысле слова. А проблемы панков, готов, металлистов и других в новом законе не учтены». Так что ж вы их не учли, г-н депутат, если сами понимаете, что у них есть реальные проблемы?
Судя по духу и букве нового московского Закона «О молодежи», столичные власти предпочитают выделять деньги на командное воспитание, одновременно урезая социальные программы, которые стимулировали бы молодых людей заводить семьи и воспитывать детей самостоятельно.