Нужно выйти из метро «Новослободская», пересечь улицу по подземному переходу и двинуть в глубь квартала Весковским переулком, затем улицей Чаянова и улицей Фадеева. И с каждым шагом встречный люд будет преображаться - все меньше скучных обывателей, все больше одухотворенного студенчества. В конце концов окажешься на площади, застроенной образовательными учреждениями. При этом вызывает интерес не только здание РГГУ (хотя оно, конечно же, главенствует на площади). Тут немало других интересных объектов. Например, Российский химико-технологический университет (Миусская площадь, дом №9).
Это здание построено в конце позапрошлого века по проекту архитектора Иванова-Шица. Поначалу оно было трехэтажным, и тут размещалось Промышленное училище имени 25-летия царствования императора Александра Второго. Оно состояло из двух отделений - механического и химического.
В 1920 г. его преобразовали в химико-технологический институт. В 30-е годы он достиг невероятных высот. Его факультеты начали преобразовываться в дочерние институты и отпочковываться от родителя. Так возникли институт химического машиностроения, технологический институт легкой промышленности, институт пищевой промышленности, мясо-молочный институт.
Главное здание надстроили двумя этажами. Институту присвоили имя Менделеева. Он стал издавать многотиражную газету «Менделеевец». В 1966 г. здесь появилась скульптурная группа в память о воинах-менделеевцах, погибших в Великую Отечественную войну.
В отличие от большинства московских памятников он создавался, что называется, снизу. Сначала в «Менделеевце» был объявлен почин. Затем на протяжении целого года студенты и преподаватели собирали деньги на постройку скульптуры. Возводили коровники, читали лекции. Видимо, был в этом добровольном труде маленький элемент принудительности. Но многие наверняка перечисляли свои трешки и червонцы от самого что ни на есть чистого сердца.
А в 1992 г. это учебное учреждение подверглось новому переименованию - превратилось в Российский химико-технологический университет. По сути, изменилось мало что. Однако же звучит куда солиднее.