За счет средств горожан, решивших обзавестись народным гаражом, в 2009 г. планируется построить 70 тыс. машино-мест. В 2010-м и последующих годах - по 165-170 тысяч. Во всяком случае, так себе представляет ситуацию столичный градоначальник. Напомним, что не менее грандиозные планы были, например, на 2007 год. Тогда хотели возвести 134,4 тыс. машино-мест, потом скорректировали план до 126 тысяч. В результате построили примерно 60 тысяч.
Открывая строительство паркинга на ул. Римского-Корсакова, Ю. Лужков пояснил, что народные гаражи строятся достаточно быстро, поскольку их решено возводить без капитального фундамента и по типовым проектам, 18 вариантов которых уже разработали столичные власти. Город бесплатно выделяет под такое строительство площадки. Мэр обещал, что готовые машино-места будут переданы в собственность граждан. И добавил: в 2009 г. стоимость одного машино-места не превышает 350 тыс. руб., что вполне доступно для москвичей.
Ю. Лужков и раньше заявлял, что стоимость гаража должна быть сопоставима со стоимостью иномарки. К сожалению, он так и не пояснил, какой именно автомобиль имел в виду. «Запорожец» или «Бэнтли». По нынешним ценам все-таки выходит - что-то из новых иномарок. Однако столичный автопарк совсем не таков, как представляет себе Юрий Михайлович. Новыми машинами от года до пяти лет владеют всего 25% автолюбителей. Приблизительно 27% - это автомобили от 5 до 10 лет. И 48% - машины старше 10 лет. Средний возраст московских автомобилей - 12 лет, рыночная цена - несколько тысяч долларов. Стоит ли ставить железяку за 2-3 тыс. долл. на бетонный пол за 10-15 тыс. долларов?
Причем речь идет именно о бетонном поле. Проекты народного гаража не предполагают никаких удобств. По паре квадратных метров на каждого гаражника. На выделенном пятачке нельзя хранить инструменты, покрышки, там нет ремонтной ямы - тех удобств, к которым привыкли владельцы традиционных индивидуальных гаражей. «Народные гаражи - это, извините, не гаражи, а обезьянники для машин, - заявил в интервью «АН» ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, кандидат технических наук, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Стрельников. - Уважающий себя автомобилист там машину не бросит».
Объявленная цена народного гаража кажется низкой лишь по сравнению с ценой коммерческих гаражей, стоимость которых колеблется от 600 тыс. до 1,5 млн. рублей. Спрос на машино-места в коммерческих паркингах упал практически до нуля. И, надо думать, реального спроса на народный гараж в условиях кризиса тоже не будет (как не было его, впрочем, и до кризиса). У какого такого «народа» есть сейчас лишняя «десятка» долларов? Можно предположить, что в программе вынуждены будут принять участие только те, кого загонят туда с помощью административного ресурса. Таковых пока наскребли 25 тыс. человек.
Между тем из-за «Народного гаража» с проблемами столкнулись те, у кого был кое-как оформленный индивидуальный гаражик. Ракушки все снесли - теперь добрались до более организованных парковочных площадок. «Вот, например, история с гаражным кооперативом в Кунцеве, - рассказывает Вячеслав Лысаков, руководитель Движения автомобилистов «Свобода выбора». - Людям объявили, что вместо их гаражей будет построен многоэтажный «народный гараж». Стоимость одного машино-места - 350 тыс. рублей. Никакой компенсации за сносимые гаражи власти не предложили, потому что в кадастре этого гаражного кооператива нет».
«Другой пример - район «Раменки», где сотни автомобилистов борются против несанкционированного сноса их гаражей, - продолжает В. Лысаков. - Властям нельзя так вести себя в кризис. У людей стресс, они теряют работу, распродают имущество. А их выгоняют с насиженных мест, пытаются выкручивать руки, заставляют приобретать места в бетонных парковках».
Дополнительный аргумент
Итак, в собственности города становится все больше гаражей, построенных за счет бюджета, а не за счет привлеченных средств горожан. Из 1315 выставленных на аукционную продажу таких машино-мест с начала года выкуплено всего 147. Средняя стоимость - 40 тыс. долларов. Бывает, за две недели едва удается сбыть с рук один бокс. Однако унитарное предприятие, занимающееся такими продажами, уступать не собирается. Там говорят: строительство обошлось недешево, цена справедливая, доходы идут в бюджет.