«Золотой» билет
До декабря прошлого года сезонки в Подмосковье пользовались большим спросом. И не случайно: при покупке абонементного проездного цена одной поездки составляла в среднем 30% стоимости разового билета. Чем дальше был пункт назначения, тем существеннее скидка. Например, очень дешево обходились месячные абонементы до Обнинска (Калужская обл.) и Александрова (Владимирская обл.): скидка на этих направлениях доходила до 74%. Первого января «сладкой» жизни пришел конец. Скидку по всем направлениям независимо от расстояния урезали до 30%. В результате месячные проездные на расстояние более 50 км от столицы стали «золотыми».
Например, сегодня месячный проезд на участке Москва - Раменское стоит 2254 руб. против 1265 руб. в декабре прошлого года. Проездной до Воскресенска подорожал почти на 2800 рублей. А месяц езды в Обнинск и обратно теперь облегчит кошелек аж на 5194 руб. (раньше он стоил меньше 2 тыс.). Билеты выходного дня, которые действуют в пятницу, субботу, воскресенье, понедельник и пользуются большой популярностью у дачников, тоже подорожали в среднем в 2 раза.
Цены на проезд в Подмосковье росли неравномерно. На направлениях, которые курирует Московская железная дорога (это все вокзалы столицы, кроме Ленинградского), кассы огорошили покупателей новыми ценами 1 января. На питерском направлении, принадлежащем Октябрьской дороге, цены поднимали 3 раза - в январе, марте и апреле. Администрация Октябрьской дороги уверяет, что новых подорожаний в 2009 г. не предвидится. Однако, как сообщил Максим Артемов, замначальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД», до конца года планируется снизить скидку на абонемент до 20%. Значит, новая волна подорожаний не за горами.
Раз, два, три - тебе платить...
Пассажиры на многочисленных интернет-форумах, в том числе на сайте РЖД, не устают ругать железнодорожников и в открытую заявляют, что присоединяются к «зайцам».
«Всегда была против беготни от контролеров, перепрыгивания турникетов. Считала, что спокойствие и нервы дороже, - пишет Анна С. на официальном форуме РЖД. - Теперь проездной оказался дороже нервов! Раньше проезд был действительно дешевым и доступным, сейчас я не готова расстаться с такой суммой!» Кто-то оказался еще категоричнее: «Поздравляю вас: в полку «зайчиков» пополнение!»
«Мы занимаемся бизнесом и не можем работать себе в убыток, - замечает Александр Кузьмин, начальник Центра по корпоративному управлению пригородными перевозками. - Скидка 80% на проездной была нонсенсом. Нигде в мире такого нет! В условиях кризиса мы подобную благотворительность не потянем».
По словам железнодорожников, сегодня им приходится полностью тащить на себе затраты на пригородное обслуживание. Подмосковные перевозки были убыточными всегда. По закону, часть затрат должны компенсировать регионы - в данном случае Москва и область. Но оба субъекта Федерации годами не дают на пригородный железнодорожный транспорт ни копейки.
«В 2008 году наши убытки в Москве и области составили 936 миллионов рублей, - говорит замначальника дирекции пригородных перевозок Октябрьской железной дороги Виталий Муравьев. - Эти затраты нам никто не компенсировал». «В этом году Москва впервые заплатила нам за проезд школьников и студентов, - продолжает тему Максим Артемов. - Это стало приятным сюрпризом».
Надо отдать железнодорожникам должное. Обслуживание в пригородном сообщении действительно улучшается. Например, на рязанском направлении 90% составов - новые, производства демиховского завода, с широкими тамбурами и мягкими сиденьями. И в поездах стало значительно чище. Естественно, эти блага кто-то должен оплачивать.
Руководство Москвы и области, по закону (!) обязанное регулировать и частично финансировать пригородные перевозки, логично рассчитало, что раз люди не перестанут ездить, значит, не перестанут и платить. А о том, что расчет получился не только логичным, но еще и циничным (особенно в условиях кризиса), чиновники не задумались. Впрочем, не задумались об этом и железнодорожники, которые пытаются заткнуть дыру в своем бюджете деньгами из пассажирских карманов.