Кто кому должен?
Городские власти еще в 2007-м пытались уйти от ответственности за капремонт, переложив ее на плечи жильцов. Тогда разгорелся скандал, спорное положение из Закона «Основы жилищной политики г. Москвы» убрали, была принята целевая программа по капремонту до 2014 года, средства из бюджета на нее выделяются. В 2009-м, например, порядка 500 млрд. рублей. Но счастье не продлится вечно, заблаговременно предупреждают москвичей. К 2014-му город за свой счет отремонтирует все те дома, срок эксплуатации которых истек к моменту приватизации, - а дальше пусть собственники квартир вспомнят, что у них есть не только права, но и обязанности по содержанию жилья в пристойном состоянии.
«Люди самостоятельно принимали решение, приватизировать ли им неотремонтированные квартиры. Абсолютное большинство решили приватизировать, - говорит Павел Журавлев, член экспертного совета при Комитете по ЖКХ и строительству ГД. - Но обязательства по дальнейшей эксплуатации ложатся на собственника, и незнание этого не освобождает никого от капремонта. Каждый, кто расписался, - тот расписался. К сожалению, многие при этом не задумывались о том, что жилье - это не только квартира внутри. Но и все, что называется общим имуществом собственников: подъезды, крыша, стояки центрального отопления, подвал... Помните, в советское время было такое понятие - «ответственный квартиросъемщик»? А теперь ответственным стал собственник».
Однако в Москве много собственников, у которых, думай - не думай, а средств на капремонт нет. Скажем, ветераны: право на собственную квартиру они заслужили, а нормальную пенсию, видимо, нет. Как заплатят немалые суммы они? «Так же, как делают это в Германии, во Франции, в США, - заявляет депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Да, там у пожилых людей другие пенсии. Но к тому времени, когда в столице вновь понадобится массовая замена коммуникаций и реставрация зданий - лет через 25, - и у наших пенсионеров будут соответствующие доходы. К этому времени уровня Германии мы вряд ли достигнем, но помочь нуждающимся сможем. Придумаем соответствующий механизм».
Как платить?
Надо сказать, что пока механизм придумывается с большим трудом. Как будут формироваться средства на оплату капремонта, неясно. Первая схема, которая обсуждается, - кредитная. ТСЖ (товарищество собственников жилья) берет на капремонт беспроцентную ссуду и погашает ее через ежемесячные платежи. Вторая схема - накопительная. На счетах госбанков аккумулируются средства - каждый собственник жилья должен ежемесячно перечислять определенную сумму. В таком случае она, скорее всего, будет включена в единый платежный документ, деньги станут где-то оседать, и проконтролировать, на что они пойдут, плательщики фактически не смогут.
В идеале законотворцы представляют себе такой порядок действий. Допустим, в доме есть ТСЖ. Председатель видит трещины на фасаде, созывает собрание и ставит вопрос о капитальном ремонте. Если проголосовали «за», создается рабочая группа, которая обследует дом, составляет техническое заключение, формирует список необходимых работ. На собрании ТСЖ утверждаются сумма расходов и порядок оплаты. То есть председатель говорит: у нас на счету есть 100 тыс. рублей, а ремонт - 3,5 млн. рублей. Предлагаю вносить в течение полугода по столько-то с каждой квартиры. Или с каждого квадратного метра. Жильцы вносят положенную сумму, и дом ремонтируют.
Реальная история будет, скорее всего, другой. Часть жильцов заявит, что платить не в состоянии. Другая часть - что они вообще не собственники, а квартиросъемщики... «По Жилищному кодексу за нанимателей жилья должен платить город, поскольку собственником в данном случае является именно он, - напоминает Степан Орлов, депутат Мосгордумы. - Допустим, в доме 100 квартир. 20 - не приватизированы. Значит, 20% суммы должно поступить из бюджета. А есть ли там такая строка? Скорее всего, вместо капремонтов будут сплошные суды с городскими властями. Кроме того, остается множество других вопросов. Как сделать, чтобы деньги не достались мошенникам под личиной управляющей компании и не сгорели в банках из-за инфляции?»
«Мы предлагали сделать так, чтобы средства, которые люди накапливают на капремонт на специальных счетах, не облагались налогом, - рассказывает депутат столичного парламента Сергей Митрохин. - К 2014 году, если инфляция снизится, это станет особенно актуально. Мосгордума эту поправку приняла, но Правительство России ее зарубило».
За что платить?
Напоминая собственникам жилья об их обязанностях по оплате капремонта, руководство города крайне мало говорит об их праве на контроль за результатом. На данный момент в комиссию по приемке отремонтированного дома входит только один его житель. Не определены критерии качества. Есть набор из 49 работ, и из перечня выбирается, что необходимо сделать в конкретном здании. Собственники квартир сейчас в принятии решения участия не принимают. Но согласятся ли они на это, если заплатят за ремонт из собственного кармана? Будут ли молчать, если из-за замены, скажем, трубы на кухне там отвалится облицовочная плитка? Нынешняя норма такова: если ущерб при ремонте составляет более 10% объема помещения, проводится восстановительный ремонт. Можно не сомневаться, что в оценке ущерба между ремонтниками и жильцами возникнут разногласия. Да, судам после 2014-го определенно добавится работы...
И это в ситуации, когда «железобетонные» СНИПы (строительные нормы и правила), надежно работавшие десятки лет, вот-вот утратят силу. Летом следующего года уже, видимо, вступит в силу технический регламент строительства, определяющий его безопасность. Все остальные нормы в строительстве станут рекомендательными. То есть вместо законов будут лишь пожелания.
Успеют - не успеют?
В нынешней неясной ситуации счастливчиками могут считать себя те, в чьем доме капремонт запланирован на самое ближайшее время. Перечень подлежащих ремонту домов имеется в префектурах и управах, в частности, он должен быть на их сайтах в Интернете.
Однако понять, по каким критериям составляется список, часто невозможно. «До сих пор это нигде не прописано, - утверждает Сергей Митрохин. - Все отдано на откуп префектурам. В результате могут, скажем, два подъезда в доме отремонтировать, а остальные оставить как есть». Павел Журавлев советует в таких случаях звонить в префектуру по телефону горячей линии, выяснять, добиваться. Иначе будут отремонтированы только те дома, в которых живут знакомые и родственники сотрудников префектур.