Аргументы Недели → Город М № 16(154) от 23.04.2009

Зачем «крышуют» московские дворы?

, 17:28

Теперь уже сложно понять, когда все началось. С упомянутого ли Гостиного Двора, стеклянный купол которого с упоением закидывали камнями московские вороны, или еще раньше. Но факт остается фактом: перекрытие дворов архитектурных памятников становится настоящей болезнью столицы XXI века.

Механизм таких вандальных вторжений в городскую среду прост: чтобы эффективно использовать кусочек дорогой столичной земли между домами, над ним строят навес. Получившееся пространство под крышей превращают в офис, конференц-зал, музей... Нередко под навес попадают другие здания: получается крыша над крышей. В результате «крышевания» москвичи не могут получить доступ к дворам и внутренним строениям, которые раньше были открыты для всех. Для укрепления навесов приходится уродовать окружающие здания, которые, ясное дело, проектировались без перегородки посередине.

Печальные примеры множатся на глазах. Так, под свои нужды перекрыла усадебный двор на Пречистенке, 19, Галерея искусств Зураба Церетели, расположившаяся в Российской академии художеств. Застеклен двор Хлебного дома в Царицыне. Прямо сейчас уничтожается исключительный пример псевдорусской стилизации - двор усадьбы Шаховской на Большой Никитской, 19. Здесь парадный двор проектировщики собираются перекрыть под устройство театральной сцены. При этом очевидно будет нанесен непоправимый вред зданию. Но это проектировщиков не беспокоит.

Да что там говорить о галереях и театрах, если даже музеи, призванные бережно хранить культурное наследие, не ценят дворов своих зданий? Исторический музей выдвигает концепцию Музейного квартала. Если она будет реализована, то открытый двор внутри музея «окрышуют». Под стеклянным колпаком окажется здание старого Монетного двора, выстроенное в XVII веке. При этом перекрытия, на которых будет держаться крыша, лягут на внешние корпуса музея. Просто кощунственно портить каким-то навесом эти здания - образцы редкого для Москвы аннинского барокко, построенные известными петербургскими зодчими в 1730-х годах.

Музей изобразительных искусств на Волхонке тоже не отстает. Его руководство планирует «загнать под крышу» вверенную ему усадьбу Волконских.

Актуальный и, пожалуй, самый удивительный в этом ряду пример - Музей истории Москвы, под развитие которого предназначены Провиантские магазины. Эти помещения, использовавшиеся под склады военного ведомства, были построены в 1829-1831 гг. архитектором Ф. Шестаковым. Проект приписывают выдающемуся мастеру В. Стасову. Три корпуса образуют парадный фасад Крымской площади. Центральный обращен к ней продольной стороной, а боковые - торцами. На задней границе двора, в глубине квартала, стоит кордегардия (помещение для караула, охраняющего крепостные ворота) с шестиколонным портиком.

С одной стороны, отрадно, что огромные площади Провиантских магазинов выделены под экспозицию, иллюстрирующую городскую историю. С другой стороны, предполагается, что музею почему-то заведомо не хватит выделенных площадей. Поэтому со стороны 1-го Кропоткинского переулка выстроят еще один корпус. Двор таким образом замкнется, и его, по новой традиции, перекроют.

Экспертно-консультативный общественный совет (ЭКОС) при мэре Москвы, рассмотрев предпроектные предложения по Провиантским магазинам, высказался довольно жестко: «ЭКОС требует учесть уникальность памятника и сохранить, как сказано в заключении Совета, «соотношение застроенных и незастроенных площадей, открытый двор, композиционные и силуэтные характеристики ансамбля». Прислушаются ли к ЭКОСу - большой вопрос.

«Самое удивительное, что в городе созданы все условия для того, чтобы дворы не перегораживали, - подводит итог историк и краевед Рустам Рахматуллин. - Достаточно, чтобы застройщики соблюдали законодательство о культурном наследии, где прямым текстом сказано, что реконструкция памятников и строительство на их территории запрещены. Но для многих это, к сожалению, не аргумент. Небо архитектуры все чаще становится в клетку...»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram