Суета градостроительству не на пользу. Генеральный план развития Москвы до 2025 г. уже прошел все необходимые обсуждения, согласован более чем в 30 министерствах и ведомствах федерального уровня. Сейчас он уже на выходе в Мосгордуму в качестве законопроекта. Тем не менее правительство города мечется - и вносит в план неожиданные коренные изменения. «Струнная дорога, где поезда поедут по натянутым стальным канатам, - это попытка с помощью иностранных мозгов решить проблему собственной некомпетентности, - утверждает кандидат юридических наук Василий Кирилов. - По-моему, надо запретить чиновникам принимать в обход федералов подобные решения».
«Если струнная дорога - такой же проект, как монорельс, на который истратили столько денег, что можно было построить в городе еще один метрополитен, это очередная беда для казны, - считает Вячеслав Лысаков, руководитель движения автомобилистов «Свобода выбора». - Но, похоже, это только популистские высказывания на тему «мы ищем пути выхода из кризиса».
«Синдром прожектов» - застарелая болезнь Москвы. Еще в 1930-м был объявлен международный конкурс на самый первый генплан столицы. На него откликнулся даже Ле Корбюзье - его план был буквально прямоугольным. А некто Ладовский предложил образ ракеты, которая стремится в сторону Питера. Питер тоже должен был стремиться к Москве и слиться с ней в районе Бологого. Но были и серьезные проекты. Победил, как обычно, самый традиционный - радиально-кольцевой. До сих пор руководство Москвы так и не видит для него альтернативы, упрямо не замечая мертвые пробки на ТТК, МКАД и Садовом.
Четвертое кольцо Москве обещают к 2011 году. Один из спроектированных участков длиной 4 км будет стоить, по предварительным оценкам, 700 млн. долларов. Но правительство города утверждает, что на четвертое кольцо, несмотря ни на что, деньги найдутся. И на струнную дорогу тоже изыщут средства.
«Очередность реализации этапов смещается из-за кризиса, - комментирует депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. - Четвертое кольцо все равно будет строиться - возможно, на год или два позже. Вот Третье транспортное кольцо собирались запустить еще при советской власти. Потом случился кризис, и его заморозили. А спустя годы построили. Я уверен, Генплан даже в связи с кризисом серьезных изменений не претерпит. Знаете, голодная кошка или сытая - она все равно кошка. Так и с генпланом. Он есть, а быстро он будет реализован или постепенно - это по обстоятельствам».
Однако практика предыдущих лет показывает, что наличие денег, а также строительство колец и развязок проблему не решают. 38% рабочих мест находится в центре города - на 6,5% его территории. Масса людей добирается до службы именно в пределах Садового кольца. Однако Генплан в его нынешнем виде не ставит цель разгрузить центр. Не дает он и ответа на вопрос, за счет чего в условиях жестокого дефицита земли в городе увеличивать площадь дорожного полотна. В Генплане 1971 г. были заложены так называемые хорды, соединяющие радиальные магистрали, но к настоящему моменту все они практически застроены.
«Сейчас в городе открывается земельный резерв: снимаются высоковольтные линии (ЛЭП), и эти участки можно использовать для развития дорог, - считает Юрий Бочаров, профессор Московской академии коммунального хозяйства и строительства. - Но, если и эти земли разбазарят под жилищную застройку, лет через пять наступит коллапс. Или вот еще резерв. Как известно, в Москве ежедневно ломают один дом. Снос ветхих домов может дать в год миллион метров. Но эти площади занимаются высотными зданиями. Нагрузки растут, а инфраструктура отстает».
Учитывая быстрый рост количества машин в Москве, площадь дорог должна как минимум удвоиться, а лучше утроиться, но Генплан не устанавливает законодательно эту норму. «Почему никто не обращает на это внимания? - спрашивает профессор Александр Стрельников. - Почему не учитывается, что миллион с четвертью трудящихся живут в пригороде, а работают в Москве; и четверть миллиона живут в Москве, а работают в пригороде? Москва и область неразделимы, когда речь идет о решении транспортной проблемы. Городские магистрали должны быть жестко привязаны к областным дорогам. А генеральные планы развития дорог столицы и области до сих пор не согласованы. Все решения принимались раздельно. На сегодняшний день два громадных субъекта Федерации не разговаривают друг с другом ни на одном из уровней».
Всех, кто по роду деятельности разбирается в вопросах дорожного строительства, удивляет, почему из множества вариантов транспортных развязок, магистралей и т.п. власти всегда умудряются выбрать худший. Одни объясняют это «взяткоемкостью» таких решений, другие - нежеланием прислушиваться к неангажированным специалистам. Все согласны с тем, что Москву пора спасать. Так может, все-таки собрать рабочую группу ведущих транспортников, урбанистов, заставить договориться столицу и область? Или если надо, то, как в 1930-м, объявлять международный конкурс и вместо очередных метаний и деклараций выработать единую концепцию развития дорог столицы. А потом ее придерживаться.