В этом году речные дворники - так часто называют технический флот Мосводостока - вышли на работу поздновато. Только 1 апреля было получено добро на весеннюю уборку Москвы-реки и впадающих в нее речушек. «Рыжики» и «черепашки» неторопливо двинулись в путь по акватории.
«Рыжики» - это малые суда, названные так за цвет. Они собирают у самого берега все, что плавает и не тонет. «Черепахи» - более крупные корабли-мусоросборщики. Их максимальная скорость - 9 км/ч, а нормальная рабочая - 5 км/ч, торопливый пешеход их обгоняет запросто.
И вот движется такая «черепаха». На носу ковш ловит все, что на поверхности - и время от времени поднимается, скидывая улов в огромный контейнер. Ветер гоняет по воде мусор, и за ним надо еще «побегать», лавировать. В начале навигации набирается по 12 кубометров за час. Всего в минувшем сезоне речные дворники убрали 4,5 тыс. кубов того, чего в реке быть не должно.
- В основном это бытовой мусор, - говорит капитан Алексей Селезнев. - С частных теплоходов часто кидают что попало. Иногда разлившуюся нефть убирать приходится. Трупы? Бывает, но редко. Сдаем водной милиции. Вот с 20 апреля дно начнем чистить - там и холодильники старые пойдут, и машины. Их краном вытаскиваем. За 10 лет, что я работаю, самый необычный мусор - новенький «Москвич-412». Вытащили - оказался на ходу, обсох немного и поехал.
- Не скучно по 12 часов за смену мусор убирать?
- Работа как работа. День, потом через сутки - ночь. И два дня выходных. Хочу сына как-нибудь на корабле покатать. Пока маленький, ему интересно будет...
Те, кто работает в техническом флоте, уверены: без них мусор горой высотой с Кремлевскую стену лежал бы на набережных, нефтяные пятна покрывали бы все зеркало реки. «Черепаха» медленно проползает мимо ЗИЛа. Зеркало реки чистое. Сейчас меньше стали сливать нефтепродуктов через системы водостоков. Да и техника, позволяющая убирать нефтяные пятна, стала совершеннее.
«Есть такие «отморы». Установка крутится, наматывает мазут на себя, потом все это соскребается и выкачивается в специальную емкость на корабле. Мы можем забрать на борт до 4 тонн обводненного нефтепродукта, - рассказывает начальник флота Владимир Федосов. - Вот совсем новый корабль. На нем и название еще не написали. Будет «Сетунь». Судно предназначено для ликвидации нефтяных разливов: быстроходное, скорость его свыше 30 км в час, мощность 240 лошадиных сил. За последнюю неделю у нас уже было три вызова. Как раз на «Сетуни» вызов был и на Болотной набережной...»
9 кораблей ежедневно блюдут чистоту на реке от Карамышевской плотины до Бесединского моста. Когда откроют шлюзы, работы прибавится - пойдет мусор из области. Иногда «очистной» флот зовут и за пределы Москвы - например, ликвидировать выбросы нефтепродуктов на Химкинском водохранилище. Для неторопливых «мусорщиков» это 10-12 часов пути.
Московский технический флот, занимающийся уборкой и дноуглублением реки, уникален. В других городах такого нет. Первые корабли появились в середине 70-х. Было их тогда гораздо меньше, и многого они не умели.
Сейчас только самоходных судов у флота - 20. Есть буксиры, мусоросборщики, есть нефтесборщики, есть комбинированные нефтемусоросборщики. Скажем, один из новых кораблей - мощность 300 л. с., лед на полметра колет, корпус крепкий. Впереди у него «рога»: он упирается в шаланду, на которую при очистке дна грузится грунт.
...Капитанов в техфлоте Мосводостока 71 на 162 человека плавсостава. Начальник флота их очень хвалит: все добры молодцы! Многие - выпускники московской Академии транспорта. Работать сюда приходят охотно, ведь это едва ли не единственная государственная контора на реке, где хоть что-то платят. У капитана выходит вместе с премиями 36 тыс. руб., у матроса - 25.
В этом году у подразделения появилась новая форма: свои шевроны, нашивки с фирменным знаком «Мосводосток». И цвет формы подобран соответственно стихии, с которой выпало работать, - синий с темными брюками. Собственные знаки отличия подчеркивают: техфлот справедливо считает себя полноценной флотилией.