В теории получить разрешение не сложно. Достаточно предоставить нужные бумаги: правоустанавливающие документы на продаваемое и покупаемое жилье, копии лицевых счетов, заключение из БТИ на обе квартиры (для подтверждения того, что новое жилье по площади и качеству не уступает старому), паспорта родителей, свидетельство о рождении ребенка и письменный запрос нотариуса. Если семья приобретает квартиру на этапе строительства, степень готовности дома должна составлять как минимум 80%. Сменить квартиру на частный дом можно только при наличии подтверждения, что степень износа дома - менее 50%. На рассмотрение документов обычно уходит от недели до месяца.
«Наша задача - сделать так, чтобы ребенок не пострадал. Я не помню, чтобы мы кому-то несправедливо отказывали», - сообщила сотрудница отдела опеки Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Однако в агентствах недвижимости рассказывают совсем другие истории.
Председатель Комитета защиты прав потребителей риелторских услуг Московской ассоциации риелторов Вероника Панкова имеет дело с органами опеки уже много лет. Практика показывает: договориться с ними по-хорошему получается не всегда. Из-за долгого оформления разрешений сделки порой срываются. К тому же «опекуны» зачастую превышают свои полномочия или изобретают собственные нормы и правила.
«Однажды «опекунша» запретила переезд из двухкомнатной квартиры в Москве в трехкомнатную в Балашихе, - рассказывает Вероника Панкова. - Она сочла, что лишение столичной прописки резко ухудшит условия жизни 17-летнего ребенка. То, что в старой квартире этот ребенок спал в кладовке, ее не волновало. Пришлось через суд признавать парня эмансипированным».
Другой случай. Мать малолетнего инвалида в слезах умоляла дать разрешение на обмен квартиры в высотке на жилье на 1-м этаже панельной 9-этажки в другом районе. Новая квартира была ближе к специализированному садику. Их два на всю Москву! Ребенка-инвалида не пришлось бы возить в детсад на транспорте. Матери отказали наотрез. Довод: панельный дом хуже новостройки, да и район органам опеки чем-то не угодил...
Иногда, защищая интересы детей, органы опеки перегибают палку. Например, по закону доля ребенка в приобретаемом жилье не должна быть меньше отчуждаемой ни по площади, ни по стоимости. Однако инспектора уверены, что переезд из однушки в новостройке в двухкомнатную квартиру в хрущевке ущемляет права ребенка: ведь стоимость метров отличается в разы! В практике Вероники Панковой был случай, когда ребенка пришлось сделать единоличным собственником большей по площади, но меньшей по стоимости квартиры. Только в этом случае сделку разрешили. О том, что выросшие дети могут выкинуть бесправных стариков из жилья, некогда купленного на ребенка (с целью соблюсти формальности), в органах опеки не подумали.
Часто с неуступчивыми «опекунами» приходится договариваться традиционным русским способом. В отделы опеки родители маленьких собственников регулярно носят конфеты, цветы, а то и немалые денежные суммы. «Очередной налог на приобретение новой квартиры», - горько шутят родители.
Массу проблем при сделках с недвижимостью создают недочеты в российском законодательстве. Например, органы опеки не выдают разрешение на продажу квартиры для покупки новой по ипотеке. Очень многие семьи сегодня хотели бы продать старую квартиру, за счет полученных денег сразу погасить значительную часть ипотечного кредита и в короткий срок выплатить оставшуюся сумму. Но такой удобный путь улучшения жилищных условий для россиян сегодня закрыт. В органах опеки говорят, что не могут лишать ребенка доли собственности при условии, что новая у него появится только после выплаты кредита. А вдруг родители задолжают банку и семью выкинут на улицу?
Органы опеки по-своему правы, поскольку руководствуются Законом «Об опеке и попечительстве». Этот нормативный акт был утвержден в нынешнем году. Тем не менее в нем нет ни слова про ипотеку, как будто ее не существует вовсе! Риторический вопрос к депутатам Госдумы: как можно было принять закон, который по духу противоречит нацпроектам, в частности нацпроекту «Доступное жилье - гражданам России», в котором ставка делается именно на ипотечные механизмы?
Другой пример - продажа или обмен жилья в ситуации, когда родители ребенка разведены. Не живущий с семьей отец обязан лично засвидетельствовать свое согласие в отделе опеки. А если папа в другом городе? А если он из принципа не хочет давать согласие?.. Ответ на все эти «если» - отказ в выдаче разрешения.
Сегодня опекунские отделы контролируют все без исключения сделки с недвижимостью с участием детей-собственников. «Почему бы не сделать так, чтобы органы опеки контролировали только неблагополучных родителей? - рассуждает Вероника Панкова. - Там детей действительно надо защищать. Я не понимаю, почему нормальные родители, заботящиеся о благе своих малышей, должны трепать себе нервы в органах опеки и попечительства».
Дополнительный аргумент
Борис Альтшулер, глава Российского общественного объединения «Право ребенка»:
- Органы опеки в том виде, в каком они существуют сегодня, не могут работать эффективно. Это бюрократическая структура, в которой нет профессионалов, способных решать вопросы компетентно. В первую очередь катастрофически не хватает грамотных юристов. Положение спасет только комплексная реформа системы органов опеки и полный пересмотр законодательной базы.