Аргументы Недели → Город М № 47(133) от 20.11.2008

Приватизация на скорости 100 метров в год

, 01:29

 

 

Этот документ был внесен в столичный парламент по инициативе мэра Ю. Лужкова. По его же просьбе вопрос о приватизации московского имущества рассматривался в первоочередном порядке. Такую спешку исполнительная власть объясняет необходимостью поскорее привести московский закон в соответствие с федеральным. Однако спешка в данном вопросе, очевидно, на руку взяточникам, так как существующая редакция документа изобилует лазейками для коррупционеров и рейдеров. Кроме того, в данном проекте не счесть препон для малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес рассчитается с мэром

По заверениям авторов документа, о малом и среднем бизнесе они в основном и заботились, предоставляя предпринимателям преимущественное право на выкуп арендуемых помещений. Но - площадью не больше 100 кв. м и с рассрочкой максимум на год. Учитывая цены на московскую недвижимость и нынешние проблемы с кредитами, редкое малое предприятие сможет вовремя рассчитаться с городским правительством.

Для среднего предприятия площадь 100 «квадратов» маловата. Это как современная трехкомнатная квартира - годится только для маленького офиса или крохотного магазинчика. По данным Всероссийского движения «За честный рынок», средняя площадь помещения, арендуемого представителями столичного малого бизнеса, составляет 225 кв. метров. Таким образом, приватизацией, предлагаемой мэром, не смогут воспользоваться даже 10% городских арендаторов «средней» и «малой» руки. В результате часть таких предприятий может уже в следующем году лишиться помещений и закрыться. Это означает сокращение рабочих мест, недопоступление налогов в городскую казну. И конечно, москвичи не будут рады новой волне ликвидации магазинов шаговой доступности.

«Еще до первого чтения законопроекта в Мосгордуме я беседовал в кулуарах с чиновниками различных департаментов, - рассказывает Роман Жигульский, член московского городского отделения общественной организации «Опора России». - Мы предлагали им предоставлять предпринимателям право приватизировать хотя бы 500 кв. м в рассрочку на 10 лет. Вне кабинета чиновники говорят: «Никаких проблем, все забирайте!» А потом предлагают совершенно другие законопроекты и разводят руками: мол, «такова позиция Лужкова! Он ее менять категорически отказывается».

Между тем в Санкт-Петербурге тоже сначала установили порог в 100 кв. м, а затем по предложению губернатора Валентины Матвиенко разрешили предприятиям выкупать у города в преимущественном порядке 1000 кв. м в рассрочку на 10 лет.

«Самое опасное - даже не маленькие площади и год рассрочки, - считает депутат Мосгордумы, глава фракции «Яблоко» Сергей Митрохин. - Из слов руководителя Департамента имущества Москвы Владимира Силкина, представлявшего законопроект, следует, что часть предприятий малого и среднего бизнеса будет лишена права на приватизацию арендуемых помещений. Но некоторые предприятия такое право получат. Другими словами, чиновники будут по своей воле решать, кому продавать помещения, а кому - нет».

Во вовремя обсуждения проекта в столичном парламенте депутат Митрохин прямо заявил г-ну Силкину, что «законопроект о приватизации госимущества - самый коррупциогенный документ, рассматриваемый Мосгордумой за последнее время». Контраргумент руководителя Департамента имущества был таков: «Оппозиция прикрывает свои корыстные планы заботой о малом бизнесе. А на самом деле - лоббирует интересы крупных компаний, которые через подставных «малышей» приберут к рукам всю городскую недвижимость». «Так вот по какой схеме вы будете теперь выполнять заказы олигархов, Владимир...», - парировал г-н Митрохин.

Эпидемия рейдерства

В условиях такой «прозрачности» сделок с недвижимостью в коридорах Департамента имущества сразу выстроится огромная очередь желающих занести конверты. Номера на ладонях, переклички, ночные дежурства у стен мэрии... Это не преувеличение, если вспомнить еще и о том, что, согласно новому законопроекту, приватизации могут подлежать объекты культурного наследия.

Исторические памятники, не включенные в списки запрещенных к приватизации, - это в основном жилые дома старой застройки в центре Москвы. «Они и сегодня становятся жертвой рейдерства, но с принятием данного закона оно приобретет характер эпидемии», - предупреждает Митрохин.

Как-то влиять на состав перечней объектов приватизации Мосгордума отныне не сможет. Городское собрание не будет больше принимать Программу приватизации и отчет о сделках. Все, что Мосгордуме позволят, - это скромно заслушивать информацию о результатах выкупа имущества города. Если законопроект в будущих чтениях не будет изменен, операции со столичной недвижимостью превратятся в закрытую процедуру, недоступную для контроля общественности.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram