Это особенно чувствуется, когда стоишь в начале Яузского бульвара и смотришь на дом №2. Эта домина, выстроенная для работников Наркомата обороны, - классика советской архитектуры. «Я решил встать на тот путь, который наметил себе в начале революции, - на путь создания современной формы на основе изучения классической формы», - говорил его создатель Илья Голосов. «Композиция... производит впечатление монументальности и мощи. Обращаясь в соответствии с духом времени к традиционным приемам, архитектор стремился активно переосмыслить их в соответствии с конкретностью задачи и места постройки в городском ансамбле», - вторили искусствоведы.
На деле все это сказалось во множестве колонн, полуколонн, пилястр, карнизов, загогулинок, а также капителей несуществующего в архитектуре ордера. Остальное - не слишком удачный конструктивизм, от которого автор к тому времени якобы уже отрекся.
Особенно впечатляет огромная арка. По бокам ее стоят на возвышениях мужик и баба. Притом мужик держит в руке некое подобие отбойного молотка, а баба угрожает прохожему винтовкой. Поговаривают, что сия воинственная парочка обозначает пресловутые «М» и «Ж». Что в нашем обделенном сортирами городе явно не лишнее.
Во дворе - детская площадка с нелепыми аттракционами и старый-старый дом. Он построен в 1757 г. и принадлежал Нащокиным, Щербатовым, Орловым, Хитрово. По имени этих владельцев бывший рядышком бандитский и босяцкий рынок называли именно Хитровским. Хотя владельцы никакого отношения к бандитам не имели. В этом здании была Яузская больница для чернорабочих, Орловская лечебница Человеколюбивого общества и Комитет попечительства о бедных, который, напротив, старался помочь босякам - обитателям гнилой Хитровки.
Кстати, рядом с домиком стояла церковка Смоленской Богоматери, которую сразу же после революции закрыли. А в начале тридцатых и вовсе сломали - поставили на ее месте правое крыло наркоматского дома.