Законопроект был внесен Юрием Лужковым и одобрен большинством депутатов. Однако на избранников народа нынешнего созыва поправка уже не распространится. Не увеличит она и нынешний срок полномочий мэра Москвы, который истекает в июне 2011 года. А вот те избранники, которые пройдут в Мосгордуму в декабре 2009‑го, скорее всего, будут заседать в ней уже 5 лет вместо 4.
«Продление срока полномочий мэра - это проблема абстрактная. В отличие от депутата столичного мэра назначает президент, который может продлить пребывание в должности, а может убрать одним приказом, - говорит депутат гордумы, глава фракции «Яблоко - Объединенные демократы» Сергей Митрохин. - Что касается продления срока полномочий городскому парламенту, то это ослабляет контроль избирателей за депутатским корпусом, уменьшает влияние горожан на политическую ситуацию в столице. В Москве и так очень слабая обратная связь между Думой и избирателем. К тому же у нас очень мало представителей от народа на такой огромный город. На одного - 200 тыс. человек. В других регионах в среднем по 10-20 тысяч. «Завсегдатаев» Мосгордумы должно быть как минимум в 2 раза больше. Лучше бы такую поправку принять».
Зачем нужна столичному градоначальнику поправка о продлении срока полномочий? Как пояснил его представитель в столичном парламенте Анатолий Петров, для приведения Устава города Москвы в соответствие с федеральным законодательством. На сегодняшний день 64 региона из 83 уже увеличили срок полномочий до 5 лет.
В Городском собрании только «яблочники» считают, что думские коридоры надо почаще «проветривать». Остальным 5‑летний цикл нравится заметно больше 4‑летнего. В нашей стране давно привыкли к пятилеткам, говорят они. К тому же люди устали от выборов. За пять лет, мол, успеют отдохнуть, и явка будет больше. Опять же экономия - выборы бюджету в копеечку влетают.
Идея правых насчет увеличения московского депутатского корпуса тоже не находит поддержки большинства, в том числе из прагматических соображений. «Помнится, в Моссовете было 500 человек, из которых половина не ходила на заседания, - рассказывает депутат гордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Пришлось делать малый совет. И он тоже не всегда собирался. Таким образом, все решал президиум из 30 человек. Сейчас в Москве 35 народных избранников. Кстати, в Нью-Йорке, где 15 миллионов населения, 52 депутата. В Чикаго 7 миллионов - 28».
У депутата Госдумы Виктора Илюхина другой пример: «В Пензенской области на 1,5 миллиона жителей 25 парламентариев. И то жалуются, что мало. В Москве их немногим больше. Но разве сравнишь столицу по значимости, по количеству населения, объему производства и т.п. с каким-то другим субъектом Федерации?»
С такой позицией можно согласиться. Главное - не наплодить бы лишних бездельников. «Лентяев надо наказывать рублем! - советует Виктор Илюхин. - Зарплата у моих московских коллег высокая. Даже выше, чем у нас в Госдуме. Насколько я знаю, совсем недавно они получали порядка 130 тысяч рублей».
Может, и правда - ввести практику учета добрых дел? Считать, сколько депутатом проведено личных приемов, круглых столов, какие законопроекты предложены. Выступления в СМИ - тоже показатель активности. Такие отчеты можно публиковать для общественности. Чтобы все видели, кто именно просиживает штаны в парламенте.