Дама с апельсином
Есть в нашем художественном наследии «Девочка с персиками», а теперь свой след хочет оставить и дама с апельсином. Елена Батурина недавно в Каннах на выставке MIPIM-2008 продемонстрировала концепт-проект многофункционального комплекса «Апельсин». Его автор - один из самых известных (и высокооплачиваемых) архитекторов мира англичанин сэр Норман Фостер.
«Батурина утверждает, что именно она придумала идею «Апельсина», - говорит член общественного совета при главном архитекторе г. Москвы Алексей Клименко. - Находясь во Франции, она заявила буквально следующее: «Во всех городах мира есть здания с яркой архитектурой, отличающиеся от обычной городской застройки. Мы решили, что Москве тоже нужно такое здание. Поэтому я и обратилась за помощью к сэру Норману Фостеру с предложением сделать такой проект». Директор Института генерального плана Москвы Сергей Ткаченко, который тоже был в это время в Каннах, клянется, что набросок «Апельсина» не связан с ЦДХ и с прилегающей к нему территорией. Это была просто идея Фостера. И, по слухам, госпожа Батурина, уже будучи в Каннах, указала на ЦДХ».
Там же было сообщено, что вскоре будет проведен конкурс на застройку территории ЦДХ, на котором концепт «Апельсин» имеет очень большие шансы на успех. В Москве поначалу это восприняли как казус. Официальные лица всех заинтересованных инстанций клялись, что первый раз слышат об «Апельсине». Директора ЦДХ и Третьяковки вообще не подозревали, что существующее здание кто-то собирается сносить. Глава Международной конфедерации союзов художников Масуд Фаткулин заявил, что здание ЦДХ никак нельзя назвать аварийным: «Только недавно завершилось его обследование, и специалисты заверили, что оно простоит еще лет сто».
Кубик или шарик?
Однако, споря о судьбе ЦДХ, говорят больше не о физическом износе, а о том, что здание устарело морально. Под ковшами экскаваторов уже пали знаковые сооружения брежневской эпохи - гостиницы «Россия», «Интурист». Параллелепипед ЦДХ, построенный в 1979-м архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым, - один из последних памятников «позднесоветского модернизма». Это было высокотехнологичное для своего времени здание. Его авторы, завершив проект, подали порядка 100 заявок на изобретения.
Возможно, мы еще недостаточно далеко отошли от того времени, чтобы оценить простую строгость ЦДХ, простор его залов и огромных фойе - тогда ведь никто не пытался экономить на квадратных метрах для музеев и размещать собрание Третьяковки на первом этаже жилого дома, как какой-нибудь гастроном... Пока же здание ЦДХ зачастую именуют «сараем», а парк искусств «Музеон» возле него, который тоже пойдет под снос, - «кладбищем скульптур». Но стоит их снести - утрата будет очевидна.
Директор музея архитектуры Давид Саркисян уверен в том, что «Апельсин» не может органично вписаться в существующую городскую среду. Тем не менее Елена Батурина ставит этот архитектурный концепт в один ряд со зданием оперы в Сиднее, отелем «Парус» в Дубае. Понятно желание городских властей и приближенных к ним девелоперов построить в Москве что-то особенное. В архитектурных кругах отдают должное оригинальной идее Фостера и модному направлению, бионике. Тем не менее проект называют «циничным» и «наглым»: «строить что угодно и где угодно, лишь бы было проплачено». Действительно, стоит ли заботиться о городской среде, если неподалеку от «Золотой мили» (района Остоженки и прилегающих переулков), на набережной Москвы-реки, в центре города «пропадает» 2,5 га земли! А единственное стоящее на участке здание площадью 60 тыс. кв. м - это не гостиница, не элитный жилой комплекс.
Цена натюрморта
Говорят, «Апельсин» интенсивно рос в процессе проектирования - пока не вырос до 15-этажного здания общей площадью 80 тыс. кв. метров. Больше «квадратов» - больше выручка от продажи недвижимости. Исходя из нынешних цен эксперты подсчитали, что «Интеко» может заработать на «Апельсине» до 500 млн. долларов. Правда, расходы, учитывая неординарность проекта, тоже будут гораздо выше среднего. Елена Батурина даже не уверена, справится ли «Интеко» самостоятельно. Возможно, придется привлекать инвесторов.
Да и архитектору за концепт, должно быть, заплачено немало. Исходя из известных расценок сэра Фостера его счет к «Интеко» приближается к 10 млн. долларов. Если такие деньги действительно вложены в «Апельсин», то этот «фрукт», скорее всего, вырастет в российской столице. Даже несмотря на «неблагоприятный климат». То есть прохладное отношение к нему москвичей. Следует отметить, что ни о каком общественном обсуждении проекта даже речи не идет.
Сейчас для «Апельсина» готовят почву. Прежде всего предстоит внести изменения в генплан и обосновать необходимость сноса. Но это в Москве, при определенных условиях, делают быстро. Кроме того, надо решить вопрос с землей и собственниками здания. 60% владеет Третьяковская галерея и 40% - Международная конфедерация союзов художников. Что касается земли, то Третьяковка занимает ее на условиях бессрочной аренды, а МКСХ - до 2025 года.
«Насколько я знаю, собственники уже в принципе согласились на переезд, - рассказывает директор ЦДХ Василий Бычков. - Им посулили обеспечить каким-то образом бесперебойную работу учреждений. Я-то не собственник, я просто наемный директор. Но мне с трудом верится, что ЦДХ не будет прекращать работу на время этой стройки, да и Третьяковка тоже. К нам будут относиться по остаточному принципу - лишь бы съехали. Кроме того, есть много примеров, когда из-за переноса в другое здание культурное место вообще исчезало. Почему в некоторых залах не идут выставки? Потому что нужно место, «намоленное» не одним поколением. Но это очень тонкие вещи, которые начальникам не объяснишь. Боюсь, что культурная доминанта ЦДХ будет утрачена навсегда».
«А нас вообще стараются не замечать, - сетует Михаил Пукемо, создатель и генеральный директор парка искусств «Музеон». - Мы, между прочим, такое же государственное учреждение культуры, как Третьяковская галерея. «Музеон» - единственный в России музей скульптуры под открытым небом! Земля, на которой расположена экспозиция, закреплена за нами в бессрочное пользование московским правительством. К тому же это не просто земля или парк - это природоохранная зона. На ней действует строгий ограничительный режим градостроительной деятельности. Строительство колбасного завода или элитного жилья на нашей территории незаконно! Если начнется строительство, мы понесем невосполнимые убытки».
«Элита» сверху, искусство снизу
«Существование в одном комплексе с элитным жильем и гостиницей меня сильно смущает, - продолжает Василий Бычков. - Люди, покупая квартиры за такие деньги, рассчитывают жить спокойно. А тут музейно-выставочная деятельность... Нам такое соседство нежелательно. На нижних этажах - залы, где хранится наше национальное достояние, шедевры Третьяковки. Охрана, контроль климата! А сверху белье сушат, яичницу жарят, курят на балконах. Какие бы системы охраны ни были, к каждому из жильцов охрану не приставишь».
В Третьяковской галерее говорят, что им уже как-то предлагали «уплотниться», отдать часть площадей под элитные бутики - руководство тогда категорически отказалось. У галереи в ЦДХ - около 70 тыс. единиц хранения, почти вся коллекция русского искусства ХХ века. Трудно даже представить, каким образом эти запасники будут перевозиться на временное хранение...
У тех, кому не нравится «Апельсин», есть маленькая надежда, что руководству страны не понравится авангардный натюрморт у стен Кремля. Тогда московскому мэру, может, посоветуют выращивать бетонные фрукты где-нибудь подальше. Но, видя, как стремительно идет продвижение проекта, эти надежды тают.
...Как пример тому, поблизости от ЦДХ твердо стоит гигантский бронзовый Петр, выдержавший бурное общественное обсуждение и осуждение. Как памятник тому, что худшее случается все чаще.