Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 34(120) от 21.08.2008

Очередь уходит в небо

, 10:56

 «МЕСЯЦ назад мы прилетели из Италии в «Домодедово». На родине нас ждал неласковый прием – страшные очереди на паспортном контроле. Стояли больше часа, просрочили такси, поэтому переплатили 400 рублей, – делится своими впечатлениями менеджер Мария О. – А буквально неделю назад я улетала из того же «Домодедово». И опять полтора часа на паспортном контроле!» Инженер Владимир С. попал в такую же ситуацию в аэропорту «Внуково»: «Прилетел из Германии. Час потерял на таможне и границе. Дальше началась неразбериха с чемоданами. Поверх нашего багажа уже успели положить сумки с другого рейса. Мы ведь не могли их забрать – в очереди стояли».

 «Проблема типична для лета, – считает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – В пик сезона крупные компании переходят на суда большей вместимости, например «Боинг-734». Несколько одновременно приземлившихся «гигантов» способны создать проблему любому аэропорту, особенно спроектированному еще в советское время».

 Впрочем, с такой точкой зрения в аэропортах не согласны. И во «Внуково», и в «Домодедово» уверяют, что их пропускная способность позволяет бесперебойно обслуживать все рейсы.

 Но что значит «бесперебойно»? Такого столпотворения, которое случилось в январе этого года в аэропорту «Домодедово», когда из-за сбоя компьютерной системы у пограничников люди стояли в очередях порядка 3,5 часа, сейчас не наблюдается. И все же час-другой жизни, проведенный в ожидании, – это тоже, согласитесь, неприятно.

 В Германии, например, от такого «удовольствия» путешественники избавлены. Там пассажиров каждого рейса направляют в отдельную секцию, куда сразу подходит столько пограничников, сколько нужно для быстрого обслуживания данного рейса. Если у человека возникает проблема с документами, его приглашают к отдельной стойке, и очередь он не тормозит. У нас же, случается, рейс с сотнями пассажиров обслуживают всего две стойки таможенного и пограничного контроля.

 По закону за их работу отвечают соответствующие ведомства – Федеральная таможенная служба и Пограничная служба ФСБ, которые непосредственно администрации аэропорта не подчиняются, хотя и работают с ней во взаимодействии. В обоих ведомствах с проблемой знакомы. «Я сам недавно возвращался из отпуска и попал в «человеческую пробку». В аэропорту самолеты приземлялись каждые две минуты, вот народу и набралось, – откровенно признался сотрудник пресс-службы таможни. – Но мы же не можем на время сезона увеличить штат сотрудников или перебросить работников с других объектов! Нельзя отрицать, что отчасти виноваты и сами пассажиры. Для людей, которым необходимо получить таможенную декларацию, открыты специальные коридоры. Но они зачастую идут вместе со всеми. Пока таможенники разбираются с челноками, очередь надолго останавливается».

 Кроме челноков очередь сильно тормозят гастарбайтеры. Если вам «повезет» очутиться в очереди вместе с пассажирами, вылетающими в одну из бывших советских республик, ждите беды. У многих из них серьезные проблемы с документами. Из-за этого каждого пассажира пограничник «обслуживает» минимум 10 минут. Между тем очередь стоит… В российских аэропортах, зная об этих фактах, вполне могли бы организовать для пассажиров, прибывающих и улетающих в некоторые страны, отдельные стойки контроля. Но такой подход почему-то не практикуется.

 Кроме человеческого фактора процесс замедляет и техника. Пассажиры, летающие часто, отмечают, что стойки нередко закрывают, потому что компьютеры «виснут» или тормозят.

 Если верить официальным сообщениям, улучшить ситуацию должны новые паспорта с электронными чипами. Пограничные переходы планируется оборудовать системами, которые будут считывать информацию напрямую с «умного» паспорта. В перспективе же пограничники получат новейшие информационно-телекоммуникационные системы с линиями высокоскоростной передачи цифровой информации. За считанные секунды инспектор будет получать все досье путешественника, лежащее на Лубянке.

 Кроме того, в аэропортах уже внедряются стойки саморегистрации. Человек подходит к автомату, вносит свои данные и получает посадочный талон. Регистрация у стационарной стойки занимает 3,5 минуты, а самостоятельная – 1,5–2,5 минуты. Хоть небольшая, но все же экономия времени. Скоро, говорят, регистрироваться и вовсе можно будет по Интернету. А пока, господа, в очередь…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram