Аргументы Недели → Город М № 32(118) от 07.08.2008

Почему анклавы кажутся угрозой?

, 11:53

 Строго говоря, г-н Зотов ничего нового не сказал. Вопрос строительства городков для мигрантов обсуждается в Москве уже не первый год. Проблема-то стара как мир. Только по городскому заказу в столицу едут порядка 8-9 тыс. мигрантов. И жить большинству из них просто негде. Кстати, «городки для мигрантов» – это сильно сказано. Предполагается, что гастарбайтеры (это прежде всего выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Молдавии) будут жить в модульных постройках, состоящих из поставленных друг на друга железных бытовок. Из инфраструктуры – водопровод, медпункт и пост охраны. Места найдутся только для приезжих, занятых в сфере ЖКХ. Их семьям придется искать себе жилье в другом месте. Проживание платное – от 100 руб. в день.

 «Проект, конечно, не без изъяна, – считает специалист по миграции Центра демографии и экологии человека Никита Мкртчян. – Понятно, что гастарбайтерам придется справляться с нашествием скинхедов, которых такие городки будут притягивать, как магнит. Мигранты не выучат быстрее русский язык, если будут постоянно говорить на своем родном. Но в целом ничего криминального в проекте нет. Он не подразумевает формирования анклавов. Рабочие будут жить в городках только сезон».

 Но откуда тогда потоки критики в адрес проекта? По мнению психолога Марка Сандомирского, «разобщенная нация опасается сплоченных представителей любой из диаспор. Именно поэтому любая идея, намекающая на создание этнических кварталов, воспринимается в штыки. Поэтому городские власти так активно отрицают саму возможность формирования анклавов в Москве».

 Но отрицают они очевидное. Процесс концентрации выходцев из Средней Азии, Кавказа, Китая и Вьетнама в городе идет уже давно.

Прогулки по городу

 ОКРЕСТНОСТИ Тишинской площади местные жители называют маленьким Душанбе. Когда темнеет, здесь собираются выходцы из Таджикистана. Сидят на лавочках, жуют семечки, некоторые выпивают. С русскими говорят неохотно. После долгих уклончивых ответов объясняют, что живут неподалеку: кто в заброшенной пятиэтажке, кто всей семьей в подвале, кто в каморке консьержа. «Гулять по одиночке опасно. Но сейчас так тепло, как дома прямо. Вот мы и собираемся», – рассказывает строитель Улугбек.

 Район метро «Юго-Западная» известен москвичам как корейский. Здесь несколько национальных ресторанов, магазинчиков, да и на улице то и дело встречаются граждане с характерным разрезом глаз. Местные жители шутят, что на юго-западе меньше бродячих псов, чем в других округах, намекая на национальное корейское блюдо – собачатину. Но в ресторанах клянутся, что «бобиков» не готовят. Несколько лет назад в этих кафешках случались потасовки. Иногда инициаторами выступали сами корейцы – куражились. Но в последнее время все как-то улеглось. В знак дружбы народов здесь даже строят русско-корейский культурный центр.

 Более или менее спокойно местные жители относятся и к подобию чайна-тауна, который появился в районе метро «Сокол». Здесь китайцы облюбовали одно из общежитий, где жили, шили одежду, оборудовали мини-офисы, торговали. Но сейчас большинство перебрались в квартиры. «В общежитии все время были проблемы, приезжала милиция, делала проверки, обещала депортировать, – рассказывает китаянка Хо Ван. – Муж неплохо зарабатывал на рынке, и теперь мы сняли комнату в жилом доме. В нем многие наши квартиру снимают. Стараемся держаться вместе. С языком у нас проблемы».

 Возможно, именно из-за языковых проблем китайцы – одна из самых закрытых диаспор в Москве, в отличие от вьетнамцев. Последние с легкостью идут на контакт с местными жителями, но селиться тоже предпочитают группами. Их часто можно встретить около метро «Дмитровская», на Дубровке, на Шелепихе.

 А вот около Черкизовского рынка живут в основном азербайджанские семьи. «Мы работаем на рынке, и конечно, лучше жить рядом с работой, – рассказала «АН» азербайджанка Изумруд. – Рынок скоро закроют, будем, значит, переезжать. Останутся только те, кто квартиру купить успел. То, что рынок закрывают, похоже на военную стратегию. Сначала врага рассеивают, а потом уничтожают. В данном случае депортируют».

Иноконцентрация

 КРОМЕ эмпирических наблюдений есть сухая статистика. Ученые Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии Ирина Субботина и Любовь Остапенко провели исследование, наметив очаги возможного формирования анклавов. Помимо вышеперечисленных районов в списке значится Куркино, где доля узбеков в 18 раз выше, чем в среднем по городу. А также Измайлово, где проживает больше половины всех китайцев Москвы и свыше трети всех вьетнамцев. Кроме того, в поле зрения ученых попало Дорогомилово, где особенно много украинцев, и поселок Восточный, где выходцы из Таджикистана составляют 13,5% населения.

 Впрочем, считают ученые, еще рано говорить об анклавах наподобие нью-йоркского Гарлема. Концентрация иностранцев в некоторых районах Москвы во многом объясняется соображениями удобства, а не попыткой отделиться от социума. Мигранты селятся там, где работают, и там, где дешевле и доступнее жилье.

 Удивительно, но, как считает старший научный сотрудник Института географии Ольга Вендина, процесс образования по-настоящему закрытых этнических кварталов могут ускорить сами москвичи. Как ей удалось выяснить, уровень конфликтности в районе не связан с количеством мигрантов. Зато напрямую зависит от характеристик самих местных жителей. Люди с высшим образованием терпимее относятся к гастарбайтерам, людей со средним приезжие раздражают.

Равняться на Швецию

 «ГЕТТО могут образоваться лишь в тех кварталах столицы, где малообразованное население преобладает, – убеждена Ольга Вендина. – Если московская интеллигенция соберется в престижных районах, на окраинах начнется нарастание социальной нетерпимости, в результате чего русские начнут селиться вместе с русскими, таджики с таджиками, азербайджанцы с азербайджанцами». Собственно, к этому сейчас идет Москва.

 «Остановить этот процесс сложно, но можно, – утверждает председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Для этого нужна комплексная жилищная и кадровая политика. Равняться нужно на Швецию. Там государство предоставляло приезжим жилье, которое было максимально удалено от мест проживания их соплеменников. В результате этнические кварталы просто технически не могли сложиться».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram