Открытие этого памятника было приурочено к 600-летию со дня рождения художника. На тот момент в Андрониковом монастыре уже существовал Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Со временем памятник перебрался в другой монастырь – Новоспасский. Здесь же, на площади, в 1985 г. открыли новую скульптуру – на сей раз работы скульптора О. Комова. Его Рублев уже стоял, а не сидел, и сделан был из бронзы.
Кстати, решение о постановке памятника художнику было принято еще в 1918 г., особым ленинским декретом. Да как-то руки не доходили. Место же выбрали не случайно. Именно тут, в Спасо-Андрониковом монастыре, Андрей Рублев жил, работал и в 1430 г. скончался.
Этот художник признан одним из величайших мастеров московской школы иконописи. Он расписывал Благовещенский собор в Кремле (правда, не нынешний, а тот, который стоял на этом месте до XVI в.), Успенский собор во Владимире, Троицкий в Троице-Сергиевой лавре, Успенский в Звенигороде.
Здесь, в Спасо-Андрониковом монастыре, его кисти принадлежит роспись Спасского собора. Тут же, около храма, он и был похоронен. Правда, могила не сохранилась.
Сам же монастырь основан около 1360 г. с целью в первую очередь оборонительной – прикрыть Москву от набегов кочевых племен. Первым игуменом обители был ученик Сергия Радонежского Андроник. В честь его монастырь и получил свое название.
После революции Спасо-Андроников монастырь был упразднен. Ему не повезло. Обитель использовалась в качестве колонии для беспризорных. Размещалась в этих стенах и тюрьма.
Но сразу же после победы в Великой Отечественной войне, на волне патриотизма, его объявили памятником-заповедником. А в 1960 г., в дни празднования 600-летия Андрея Рублева, сюда перевели музей древнерусского искусства имени этого художника.
А вот про Андроника, основавшего сию обитель, мы знаем гораздо меньше. Да и памятников подвижник не снискал. Что, может быть, и к лучшему – зачем православному игумену сомнительная кукла в папском стиле...