Аргументы Недели → Город М № 29(115) от 17.07.2008

Еда не приходит одна

, 00:06

 Телевизионщики мигом подхватили эту тему. Оказывается, есть в Москве нельзя ничего: в молоке - вредные бактерии, в салатах - кишечная палочка, мясо и вовсе кишит вирусами. На фоне паники сообщение о мясе, зараженном сибирской язвой, и новость о 15 москвичах, которые отравились тефтелями из супермаркета на северо-востоке города, звучали уже апокалиптично. «АН» разобрались, действительно ли еда в столице так опасна или это скорее городская легенда.

 Чаще всего, по словам Анатолия Кочеткова, подделывают растительное и сливочное масло, сгущенное молоко, чай, кофе, минеральную воду, тушеную говядину, мед и кондитерские изделия. Америку чиновник москвичам не открыл. Большинство из перечисленных продуктов питания уже успели испортить свою репутацию.

 Так, например, еще год назад Общенациональная Ассоциация генетической безопасности (ОАГБ) рекомендовала не покупать сгущенное молоко. Как выяснила организация, из 12 брендов, по которым была проведена контрольная закупка в крупных сетевых супермаркетах, только 4 соответствовали нормам качества. Более того, 5 банок сгущенки содержали опасные для здоровья бактерии, которые могли вызвать заболевания с летальным исходом.

 Не раз говорили врачи-диетологи о сомнительном качестве сливочного масла на отечественных прилавках. Покупателям советовали обратить внимание на ингредиенты продукта. Если среди них встречаются растительные жиры, то это уже не масло, а комбижир. Особенно осторожными советовали быть с легким маслом. В некоторых марках продукта содержались трансжиры (или, как их еще называют, жиры-уроды). Они имеют свойство накапливаться в организме и способны спровоцировать целый ряд заболеваний, в том числе атеросклероз и даже рак.

 Для москвичей давно не секрет и то, что в городе очень сложно достать мед, а не сахарный сироп, переработанный пчелами. А в банке с тушенкой может оказаться черный хлеб (такие случаи тоже были). Про минералку и говорить нечего - к ней горожане относятся настороженно еще со времен скандала вокруг «Боржоми».

 Удивил специалистов не только набор продуктов, среди которых чаще всего встречаются подделки, но и сама цифра - 40%. Не слишком ли много для города, где больницы пока не переполнены пациентами с диагнозом «отравление»?

 Эксперты предлагают разложить этот процент на две составляющие - фальсификат и контрабанда. Фальсификат имеет место, когда дешевый товар выдается за более дорогой, при этом первый сильно отличается еще и по качественным характеристикам. Контрабандный товар - тот, который не прошел сертификацию, но был промаркирован чужим (обычно зарубежным) брендом.

 Контрабанда, увы, была и будет всегда. В последнее время, по словам пресс-секретаря столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями Филиппа Золотницкого, ее на рынке пищевых продуктов не так много. Огромное количество поддельной продукции хлынуло в Россию в середине 90-х. Потом начался спад, который продолжается и по сей день.

 Что касается фальсификата, то его объемы, по словам аналитиков потребительского рынка, действительно могли подрасти. Все дело в глобальном подорожании на рынке продовольствия, из-за которого производители оказались в затруднительной ситуации. Они, с одной стороны, пытаются удержать на прежнем уровне цены на свою продукцию. С другой стороны, не хотят увеличивать свои расходы. Единственный выход из этой ситуации - заменить дорогой ингредиент на более дешевый. Например, вместо молока добавить сухую смесь.

 Но, даже учитывая этот фактор, нельзя оправдать цифры, названные чиновниками. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в крупных магазинах не более 3-5% подделок. На рынках и в небольших магазинах эта цифра может достигать 10-15%. Но уж никак не 40%! Как поясняет председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, данные, которыми оперируют чиновники, скорее всего, получены в результате точечных проверок тех мест сбыта продукции, на которые поступали многочисленные жалобы. Поэтому они не отражают действительности.

 Сомнительными кажутся экспертам и те выводы, которые сделали чиновники из спорных цифр. Навести порядок на продовольственном рынке города они хотят весьма своеобразно - планируют посадить в каждом магазине по товароведу, ужесточить государственный контроль качества продуктов питания, повысить штрафы за производство некачественного продовольствия, увеличить выпуск товаров по ГОСТам.

 Товароведы вряд ли спасут ситуацию. В крупных магазинах они, как правило, есть. И нередко именно с их молчаливого согласия фальсификат попадает на прилавки.

Возвращение к ГОСТам - вопрос тоже спорный. Обязательные для всей страны, они, с одной стороны, не дают возможности производителям опуститься ниже определенной планки качества. Но с другой - связывают руки тем, кто хочет оптимизировать производство и поставлять на рынок более качественный товар. Шаг влево, шаг вправо - уже нарушение ГОСТа и повод для разбирательства. Очевидно, что стране нужна более гибкая система контроля над производством продуктов. Усиление госконтроля на продовольственном рынке Москвы в равной степени может привести и к наведению порядка, и к банальному скачку коррупции, который ударит по карманам потребителей. Ведь магазинам придется как-то компенсировать непредвиденные расходы на мздоимство.

 Эксперты сходятся в одном: цифра 40% в разговоре о некачественных продуктах появилась не случайно. В Конфедерации обществ потребителей считают, что на столичном потребительском рынке грядут масштабные изменения - существенно более серьезные, чем официально заявлено городскими властями. «АН» обязательно проинформируют об этом своих читателей.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram