Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 29(115) от 17.07.2008

Штрафной террор

, 22:54

 Размеры штрафов в столице действительно повышаются регулярно. Не менее часто вводятся и новые штрафы. Вспомнить хотя бы Административный кодекс Москвы, который в разы увеличил наказания даже за смехотворные нарушения (вроде выгула собак в неположенном месте) и ввел разом более 50 новых составов правонарушений. Теперь повышение штрафов возведено до уровня городской политики. Однако юристы и психологи считают такой подход, мягко говоря, неграмотным.

 Взять хотя бы последнее предложение городских властей - ужесточить наказание для автомобилистов, которые не уступают дорогу пешеходам на «зебре». Сейчас водитель за такое нарушение при самом неблагоприятном для него раскладе заплатит 100 рублей. Законодатели считают так: какая разница, почему автомобилист уступит пешеходу - потому, что он вежливый, или потому, что ему грозит штраф? Главное, что пешеход спокойно перейдет дорогу. Между тем разница есть. Если автомобилист уступит из-за страха перед штрафом, у него останется неприятное чувство. Его вынудили поступить так. В другой раз он может поступить иначе. Тем более что в Москве не так много автомобилистов (особенно среди водителей «Лексусов» и «Поршей»), которые действительно боятся штрафов. Если же водитель вежливо пропустил пешехода, он останется доволен своим «великодушием» и обходительностью. И захочет снова испытать приятные эмоции по этому поводу. Так зарождается культура вождения.

 «Недаром говорят, что запретный плод сладок, - комментирует известный психолог Дмитрий Синарев. - Ряд людей (так называемые полярные ответчики) по своему психотипу склонны поступать ровно наоборот. Чем жестче наказание, тем выше вероятность, что они будут совершать правонарушения. В любом случае эффект от повышения штрафов обычно бывает кратковременным. Так, знаменитое ужесточение наказаний за нарушение ПДД заставило автолюбителей быть аккуратнее первые 3-4 месяца. А потом все вернулось на круги своя».

 Как признаются сотрудники ГУВД, значительная часть из учрежденных московскими законодателями статей за правонарушения просто не работает. Пока ни одна бабушка за то, что похоронила труп своей любимой кошечки в лесу, оштрафована не была (хотя в Москве и за это установлен штраф - до 500 рублей).

 «Есть такой закон: коли взялся за ружье, так стреляй, - продолжает Дмитрий Синарев. - Городские власти, я думаю, относятся к этому правилу слишком легко. Если наказание объявлено, оно должно настигнуть нарушителя». Другими словами, лучше небольшой, но неизбежный штраф, чем высокая «цена за нарушение», которую все равно никто не платит.

 «Наказание, назначенное государством для нарушителя, - это совсем не то же самое, что подзатыльник от отца для провинившегося сынишки. Наказание должно решать сразу несколько задач, - констатирует Надежда Золотова, кандидат юридических наук. - Во-первых, оно должно оберегать правопорядок в целом. Во-вторых, наказание должно внушить нарушителю мысль о том, что ему не следует вновь преступать закон. В-третьих (и это главное!), оно должно воспитывать людей в духе уважения к закону. Именно в духе уважения, а не страха перед законом. Высокие штрафы, которые никто не платит, едва ли вызывают уважение...»

Кстати

 ЕСТЬ такое экономическое понятие - «эффект Лаффера». Правило работает так: наступает момент, когда повышение налоговой ставки приводит к тому, что собирается меньше налогов. Это объясняется тем, что меньше инвесторов готовы вкладывать средства в дело, поскольку прибыль все равно «съедят» налоги. Так происходит и с повышением штрафов. Наступает такой момент, когда их «задирание» уже не влияет на ситуацию с преступностью. 

 

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram