Раньше закон позволял делать это только в исключительных случаях. Например, при строительстве линейных объектов – дорог, газопроводов, линий электропередач, а также других объектов инфраструктуры. Возведение жилья, даже самого что ни на есть социального, основанием для изъятия земли не считалось. То есть позиция властей в бутовской ситуации, когда они требовали у собственников частного сектора «подвинуться» ради многоквартирного дома, была, строго говоря, незаконной. Незаконными были и «наезды» бульдозеров.
Теперь, если соответствующая поправка пройдет Госдуму, переселять тех, кто мешает грандиозным планам по переустройству города, будут вполне легально. Инициаторы поправки, правда, утверждают, что это не коснется собственников жилья в многоквартирных домах. То есть никакого массового переселения москвичей не предвидится.
Отъем участков может коснуться только частного сектора. В первую очередь – промышленных предприятий, которые используют свои огромные земельные площади неэффективно, либо продают их под коммерческое строительство. Продают в то время, когда очередь на социальное жилье в Москве все растет.
Сейчас срок ожидания составляет около 10 лет, и сокращения его пока не предвидится. Столица вынуждена уже покупать землю в области, чтобы как-то выполнить свои обязательства перед москвичами. А ведь в городе существует еще и законодательная норма, согласно которой каждый москвич при переселении имеет право получить жилье в пределах своего округа.
«Мы стараемся обеспечить людей квартирами в Москве, а не за ее пределами. В Центральном округе в 2007 г. 95% переселенцев получили жилье в ЦАО, – рассказывает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. – Но невозможно дальше решать эту проблему без мобилизации земельных участков для строительства жилых домов по муниципальному городскому заказу».
Депутаты оговаривают, что резервировать и изымать земельные участки для муниципальных нужд можно будет, только если такое решение предусмотрено в Генеральном плане или другом документе территориального планирования. При этом имеется в виду только строительство объектов, которые полностью финансируются из бюджета и являются городским заказом. О коммерческих сделках речь не идет.
Выкупная цена участка определяется соглашением сторон либо решением суда на основании рыночной стоимости изымаемого имущества.
«Механизм оценки земельного участка – конкурентный, он уже работает. Если стороны не сумели договориться, окончательное решение принимает суд, – поясняет городской депутат Александр Милявский. – Права собственника очень серьезно защищены. Есть понятие «выкупная цена». Она включает не только стоимость земельного участка, но и стоимость всего, что на этом участке есть».
Пока выверенных планов конкретной программы развития каждого района города у московского правительства нет. Но очень скоро они начнут разрабатываться детально. В том же Зеленограде много частных домов – долго ли они продержатся?
К сожалению, новая поправка не исключает внезапного появления возле частных хозяйств готовых на немедленный штурм бульдозеров. Правительство Москвы, конечно, обещает планомерное и мирное изъятие частных владений. Но неразбериха все равно будет. Например, из-за затянувшихся тяжб, которые неизбежно возникнут, когда речь зайдет о положенных компенсациях собственникам сносимых домов. Вот тогда на спорные объекты снова с решительным ревом выйдут бульдозеры. Тем более что с введением новой поправки основания для таких атак расширяются.
«Конечно, выступать против сноса вашего частного дома, если он попал в программу реконструкции, будет законно и даже нужно, – говорит юрист МГД Сергей Беляков. – Но только в части несоблюдения самой процедуры этого сноса, недостаточности компенсации. Но сам снос уже не опротестуешь».
Практический аргумент
ВЛАДЕЛЕЦ земельного участка и расположенного на нем строения должен уточнить, зарегистрировано ли решение о сносе в Росрегистрации. Затем должен пройти год, в течение которого с владельцем недвижимости именно власти (а не какой-нибудь ГУП, принимающий участие в сносе) обязаны заключить соглашение о компенсации и о порядке ее получения.