«Я думаю, что это ошибка законодателей, – говорит зампредседателя комиссии МГД по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский. – Мы должны иметь право зарегистрировать участок под зданием в собственность города безвозмездно, поскольку для других субъектов на территории Москвы такое право предусмотрено. Административно такой участок не будет считаться частью Москвы, но город сможет принимать решение в отношении этой земли как ее собственник».
Единственный способ добиться этого – внести поправку в федеральное законодательство о земле. И недавно она была внесена в российский парламент. Но депутат Мосгордумы, председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, например, сомневается, что данная поправка (при всей ее очевидности) может быть одобрена Государственной Думой: «Ее поставили в один блок с другими сложными и спорными проблемами. Вне общего пакета поправок у нее бы еще было будущее, а так я его не вижу».
При этом надо сказать, что фракция «Яблоко» в Мосгордуме заняла куда более жесткую позицию по вопросу «земельного равноправия»: Москве разрешить вступать в права собственности на землю в регионах, а вот у регионов в столице это право отнять. «Землю нужно давать только под официальные представительства субъектов федерации! Ведь регионов много, а Москва одна, – поясняет Митрохин. – Если не остановить нынешнюю практику, регионы застолбят здесь столько, что нашему городу вообще ничего не останется!» Однако «местечковый» радикализм «яблочников» среди остальных депутатов понимания не нашел, и в Госдуму была направлена поправка с более мягкой формулировкой.
Впрочем, дискриминация столицы по региональному признаку – еще полбеды. В действительности городские власти и в границах Москвы имеют права собственности далеко не на всю государственную землю. Часть ее является собственностью Российской Федерации. Так, участок под объектом федерального значения (скажем, Кремль) – федеральный. Под мэрией или Мосгордумой – московский. Под приватизированным домом – частный. А между объектами… по сути, земля ничья. То есть называется она землей «неразграниченной собственности». Право распоряжаться ею формально принадлежит Москве, но фактическая «ничейность» создает серьезные проблемы, и не только управленческие.
Во-первых, как считает председатель комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова, неопределенность статуса этих земель часто приводит к непредсказуемым результатам: «Участки, которые не принадлежат городу, могут оказаться в совершенно разных руках. А потом город же вынужден будет их приобретать. Мы пытаемся закрепить земли, которые находятся в Москве, под социально значимые объекты, необходимые для москвичей, для нужд города».
Во-вторых, та же неопределенность – почва для коррупции и злоупотреблений. «Если нет закона, который регулирует эти отношения, – уверен председатель Московской городской думы Владимир Платонов, – то ситуацию начинают регулировать некие люди с плохими намерениями. Поэтому я считаю, что мы обязаны взять ответственность на себя».
Практика показывает, что земля, которая ни за кем конкретно не закреплена, нередко рассматривается «некими плохими людьми» как потенциальная площадка для коммерческого строительства. А некоторыми муниципальными чиновниками – как «законный» источник благосостояния. Между тем эти участки можно было бы использовать под социальное жилищное строительство. В очереди на жилье в Москве стоят 320 тыс. семей. Мэр Москвы Юрий Лужков оптимистически заверил очередников, что у города есть земельные резервы, достаточные, чтобы «спокойно строить по 5 млн. кв. м жилья еще не один десяток лет, реформируя московскую территорию». Однако и эти резервы исчерпаемы...