РАНЬШЕ общий тон «окрасу» столицы задавало господствующее архитектурное направление. Например, в эпоху классицизма здания красили преимущественно в пастельные ненавязчивые тона. Для модерна характерны оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. В современной архитектуре общая цветовая тенденция не прослеживается. Но это не значит, что за визуальной «гаммой города» никто не следит. Этим вопросом уже 12 лет занимается Центр цвета города. Он был образован сравнительно недавно на базе мастерской колористики ГУП «Моспроект-3».
В первые годы стояла задача: отмыть здания-«замарашки». Особенно неприглядно смотрелись постройки советской эпохи. Тогда множество строений окрашивались желтой охрой, которая, как магнит, притягивала копоть. Были приняты две программы с «говорящими» названиями: «Исторический цвет» и «Светлый фасад». Таким образом, многие «чумазые» здания посветлели. И центр стал не только чище и уютнее, но и… больше! Такой эффект достигается за счет того, что светлые тона визуально увеличивают пространство.
В европейских городах специалисты по колористике следят и за общей цветовой средой города, и за «окрасом» отдельных домов. В столице эта работа Центра цвета крайне затруднена. Теоретически, прежде чем строить дом, архитектору необходимо получить специальный цветовой паспорт. В нем указано, как здание должно выглядеть в цвете. Такие же паспорта в идеале должны быть оформлены для всех уже существующих или реконструируемых объектов. Как нам стало известно, в год выдается не больше тысячи таких паспортов (при том, что в столице около ста тысяч зданий).
Если в центре города ситуация более или менее под контролем, то на окраинах – полный цветовой «беспредел». Например, одна компания сроит жилой комплекс в определенной цветовой гамме. Приходит другой застройщик – и строит рядом по-своему. И по соседству оказываются дома, совершенно несовместимые по цвету.
Определить каждому району свой цвет невозможно, да и не нужно. Кто захочет жить в полностью синем или красном районе? Но составить в единой цветовой гамме улицу вполне реально. «При застройке необходимо учитывать историю конкретного района, его освещение и масштабы, – считает Андрей Ефимов, завкафедрой дизайна архитектурной среды МАрхИ, представитель России в Международной ассоциации цвета, бывший главный художник столицы. – Ныне в области колористики Москвы отсутствует определенная стратегия. Мастерская шлепает цветовые паспорта, при этом анализа и научной работы не проводится».
Более того, архитекторы, которые берутся раскрашивать фасады, фактически принимают на себя большую ответственность. Потому что цветовая среда, окружающая человека, сильно влияет на его психофизическое состояние. Эксперты считают, что правильно «раскрашенный» дом поможет справиться со стрессом, а дома мрачных и холодных цветов способны испортить настроение. «У нас мало солнечных дней, поэтому городу нужна максимально яркая цветовая гамма, – говорит Василий Филин, директор Московского центра «Видеоэкология», доктор биологических наук. – Однако нужно избегать прямых линий и углов. Архитектура и так уже исчерпала их допустимый лимит, поэтому красить нужно только по кривой». Между тем победителем конкурса «Архитектор года – 2007» стало архитектурное бюро, одно из творений которого – дом на Новочеремушкинской улице. Фасад украшен цветными прямоугольниками. Здание будто бы состоит из одних острых углов…
Та же проблема – у типовых многоэтажек. Серые, унылые острые «углы» нередко загоняют людей в депрессию. На борьбу с «серостью» поднялись художники направления стрит-арт («уличное искусство»). После прошлогоднего арт-проекта «Раскрась Москву!» жители северо-востока столицы не узнали своих домов. На фасадах появились диковинные животные, разноцветные пузыри и даже до жути натуральные человеческие глаза.
«Стрит-арт в небольших количествах вполне допустим, – считает Андрей Ефимов. – Но слишком увлекаться им не стоит. Главное – достичь общей сбалансированности в цветовом оформлении города».