ТАКОЕ повышение – в рамках федерального законодательства. Общероссийские законы разрешают на уровне региона увеличивать изначальную ставку транспортного налога (раньше его называли «дорожным») до 5 раз. Транспортный налог в Москве всегда был одним из самых больших в стране и в мире. Например, в канадском штате Онтарио автомобилисты, независимо от количества «лошадок» в машине, платят налог в размере 70 канадских долл. (примерно 50 американских) с одного транспортного средства в целом. У нас же после повышения цен владелец внедорожника с двигателем в 251 л.с. будет платить 37 650 руб., то есть более 1500 долларов!
Впрочем, несправедливо считать, что увеличение налога коснется прежде всего владельцев дорогих иномарок. По городу бегают множество привезенных из-за границы подержанных машин, которые стоят не более 8–15 тыс. долларов. Б/у иномарки – известная альтернатива новым отечественным авто. Но лошадиных сил у таких машин (в особенности японских и американских) может быть более 150, а то и более 200!
В ответ на это городские власти заявляют: пересаживайтесь, москвичи, на машины с двигателями меньше 125 «лошадок». Делать такие предложения – значит в корне не понимать, чего хотят горожане. Соцопросы показывают, что большинство владельцев маленьких машин с удовольствием сменили бы их на большие – они и безопаснее, и комфортабельнее. А с чего бы прочим горожанам по прихоти властей пересаживаться на мини-авто? Тем более что Юрий Михайлович от своей «Ауди 8», кажется, пока отказываться не собирается.
Кстати, утверждение городских властей, что «автомобили с меньшим количеством лошадиных сил безопаснее для окружающей среды, чем более мощные машины», не всегда справедливо. Сравнить хотя бы «Лексус» и «девятку».
Сейчас скандальный проект закона о повышении транспортного налога находится на рассмотрении в Мосгордуме и должен выдержать три чтения. Напомним, что осенью прошлого года мэр уже выходил с инициативой увеличить «дань», уплачиваемую автомобилистами. Но тогда от этой идеи ему пришлось отказаться. Причина – не только и не столько протесты автолюбителей. Дело в том, что момент был выбран неудачно. Лужков был только утвержден на пятый срок и почувствовал себя «в силе». Но впереди были выборы в Госдуму. И «акции» единороссов в Москве сильно упали бы. Поэтому городские парламентарии (в большинстве своем единороссы) до поры до времени отклонили законопроект. Лужков пообещал до января 2008 г. снова поднять вопрос. Но в итоге повременил до лета.
Надо сказать, что по сравнению с предыдущим новый законопроект немного «приукрасили». А именно, сделали маленькую уступку владельцам автомобилей в 100–125 лошадиных сил. Для них налог останется неизменным. Для всех остальных – все то же прошлогоднее увеличение в 1,5 раза. Учитывая, что сейчас политическая ситуация спокойная, Мосгордума, скорее всего, проект Лужкова одобрит.
Аргумент
Лошадиные силы |
Старый тариф (рубли за 1 л.с.) |
Новый тариф (рубли за 1 л.с.) |
до 100 | 7 | 7 |
101–125 | 20 | 20 |
126–150 | 20 | 30 |
151–200 | 30 | 45 |
201–250 | 50 | 75 |
более 250 | 100 | 150 |
«Не слишком-то я надеюсь на то, что Мосгордума, «ручной» орган столичного правительства, пойдет против него, – считает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов – межрегиональной общественной организации «Свобода выбора». – Но мы не останемся в стороне. Городские общественные организации, профсоюзы автомобилистов, активные москвичи поддержат акции гражданского неповиновения. Мы против вопиюще несправедливого повышения транспортного налога! Я уверен: власти хотят получить все – в итоге же не получат ничего. «Задирание» приведет к тому, что москвичи будут регистрировать автомобили в других регионах, где ставка ниже, и собираемость налога резко упадет».
Думается, акции протеста поддержат не только городские автомобилисты. Ведь повышение транспортного налога одинаково ударит по всем. Очевидно, что торговые сети включат в цену продуктов увеличившуюся стоимость перевозки. В городе подорожают и товары, и услуги – вдобавок к уже произошедшему значительному подорожанию.
На что налог?
НЕМАЛО вопросов вызывает и сама природа транспортного налога. Фактически вы платите за то, что машина находится у вас в собственности. И, по логике, налог должен зависеть от стоимости имущества – автомобиля. Такую трактовку считают справедливой немало российских юристов. Если брать налог в зависимости от рыночной цены автомобиля, то, по крайней мере, удастся уберечь от лишнего бремени владельцев подержанных иномарок. Можно оглянуться и на западный опыт. В Германии, например, транспортный налог включен в стоимость бензина. Кто чаще ездит – покупает больше бензина. Значит – больше платит за содержание и ремонт дорог. Логично было бы привязать транспортный налог и к экологичности автомобиля. Пусть больше платят те, чьи машины загрязняют и без того не самую чистую городскую среду!
В любом случае все описанные варианты лучше того, который практикуется сейчас. Ведь от количества лошадиных сил не зависит ровным счетом ничего: ни экологичность автомобиля, ни его влияние на дорожное покрытие, ни частота пользования транспортным средством. Причем повышение ставки не гарантирует, что дороги станут лучше: деньги собирают не в дорожные фонды (они были ликвидированы в 2003 г.), а сразу в бюджет. Поэтому за счет средств автомобилистов Мосгордума, к примеру, сможет построить новый дворец в Сочи.