В модном нынче английском языке есть устойчивое выражение – don't fix if it ain't broke, что означает «не чини то, что не сломано». Пожалуй, наиболее близкий ему русский аналог – врачебное «не навреди». Это как нельзя лучше применимо к детским площадкам Москвы.
«Тупой подход»
«Наши дочки-дошкольницы Маргарита и Вероника очень любили площадку в соседнем дворе, – рассказывает жительница района Тёплый Стан Варвара Р. – Чего там только не было! Вертолёт с кабиной для пилота, карета для принцессы, высокий двухъярусный дом с горкой и спиральным столбом для лазания, длинная горизонтальная труба для ползания в виде паровоза, наконец, песочница и четверо качелей. Всё это было в целости и сохранности. Единственное, кое-где облупилась краска, и только. Но почему-то руководство района решило не подкрасить площадку, а снести долой. Теперь вместо этого разнообразия – безобразие. Широченный и высоченный купол-паутина для лазания, пригодный только для детей школьного возраста. Карусель странной формы, на которую невозможно ни сесть, ни встать удобно. И двое качелей. К ним выстраиваются очереди, поскольку делать на площадке больше нечего. При этом на земле вместо резинового покрытия – искусственная трава, на которой скользко зимой. Вместо периметра скамеек – всего лишь парочка. Убрали ограждение от собак, что при ущербном культурном уровне многих собачников не замедлило сказаться на чистоте площадки».
Показательно, что это не единственный случай в районе. На ул. Профсоюзной располагалась площадка с высоким домиком в виде кремля с четырьмя башнями. «Живём рядом с кремлём!» – в шутку хвастались местные. Теперь уж не похвастаются: площадка уничтожена без видимых причин. «Любопытна история с резиновым покрытием, – рассказывает жительница Мария Б. – Когда прежнюю площадку ещё не снесли, покрытие сняли и постелили новое. Потом повыдёргивали снаряды и заделали дыры от них. Однако получилось криво – и в итоге, сделав другую площадку, покрытие постелили целиком заново. Что касается новых снарядов, то все они – для самых маленьких. Деткам постарше теперь делать на площадке нечего».
«Не думаю, что это целенаправленное освоение средств. Скорее раздолбайство, – комментирует муниципальный депутат Академического района Михаил Хананашвили. – Обслуживающие организации, обязанные обновлять внешний вид снарядов, сообщают районному руководству, что площадки, мол, пришли в негодность, – и руководство кидается заменять их. Такой вот тупой подход. Жителям, беспокоящимся за свои площадки, стоит отслеживать повестку ближайших заседаний районного совета депутатов через сайт муниципалитета (у каждого муниципалитета есть сайт, таков закон). Если депутаты принимают решение, не обнародовав прежде повестку, – обращайтесь в прокуратуру».
Обратим внимание: план местного благоустройства не может быть утверждён без согласия муниципального совета депутатов. Если управы районов являются частью «вертикали», назначаются сверху, то муниципалитеты худо-бедно избираются, а значит, с большей вероятностью прислушаются к пожеланиям жителей.
Нетиповое – долой!
Дом №24 по ул. Дмитрия Ульянова называют «генеральским домом», поскольку в 1960-е годы здесь выделялись квартиры генералам (есть легенда, что именно ради генералов южный вход местного метро оснастили эскалатором, – уж больно этот эскалатор короткий). Двор дома на протяжении многих лет был районной достопримечательностью: здесь располагался большой деревянный городок (уникальный, нетиповой), представлявший собой малую архитектурную форму. Семьи со всего района стекались сюда.
Однако районные власти не оценили тягу местных жителей к прекрасному и заменили обветшавший городок типовыми снарядами из металла и пластика. «Чудовищная безвкусица. На фоне сталинской архитектуры и благородных песочных фасадов стоит эта пластмассовая «монстра» кислотных цветов и сомнительных очертаний. Короче, полный атас! И это в некогда лучшем дворе района! – отмечает ландшафтный дизайнер Ирина Донцова, глава комиссии по благоустройству совета депутатов Академического района. – На благоустройстве двора освоили 15 с лишним миллионов рублей, а в результате... Вместо компактного «воркаута» (согласно проекту) влепили здоровенный, при этом пожертвовали площадкой для теннисного стола. Подпорная стенка за 960 тысяч рублей ничем не облицована, крошится, кривая-косая до безобразия. Нет ограждения по периметру двора. И апофеоз этого безобразия – устаревшая памятная доска. Жители просили установить новую, но, видимо, эта просьба оказалась неподъёмной для бюджета района. Вот и приходится людям 9 Мая возлагать цветы к доске, разбитой вдребезги».
Увы, проблемы с благоустройством Академического района этим не исчерпываются. Пока в другом районе Москвы – Тёплом Стане – заменяют площадки в хорошем состоянии, здесь не хватает средств на ремонт аварийных площадок. «У нас таких – около полусотни, – говорит И. Донцова. – Денег, выделяемых на год, хватает на 10–15 площадок. То есть в некоторых дворах ещё на протяжении 3–5 лет будут пользоваться потенциально опасным оборудованием».
Как тут не вспомнить поговорку о правой руке, которая не знает, что делает левая?
Сергей РЯЗАНОВ