Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 2(696) от 22 – 28 января 2020 13+

Обратная связь – как добраться до луны

, 20:19

Обратная связь – как добраться до луны
Георгий КОСТИН

В прошлом номере газеты «Аргументы недели» (№1(695) от 15.01.2020) была напечатана статья «Крокодильи слёзы, или Плач Ярославны». И на неё очень быстро пришёл отклик от профессионала ракетостроителя Георгия Костина, посвятившего жизнь космосу и двигателестроению. Его письмо приводим полностью.

В редакцию газеты «Аргументы недели»

Изложенная в статье оценка ситуации в космической отрасли полностью соответствует действительности. Предложения по восстановлению космической отрасли адекватны ситуации как с точки зрения восстановления стратегической безопасности России, так и с точки зрения перевода важнейшего локомотива науки и промышленности страны на высокотехнологичный путь развития.

Я проработал в КБХА (Конструкторское бюро химической автоматики, проектирует ракетные двигатели) 23 года, в том числе 7 лет – заместителем главного конструктора по экспериментальной отработке. Затем 13 лет был директором расположенного на той же промышленной площадке ВМЗ (Воронежский механический завод), где изготавливались все экспериментальные двигатели КБХА и поставлялись заводом в эксплуатацию.

Повторяю, согласен с положениями статьи и считаю, что все они должны быть внимательно рассмотрены новым правительством РФ. По ним должны быть приняты адекватные меры. Но в статье есть посылы, которые требуют более подробного осмысления. И прежде всего для выработки адекватных решений. В статье написано: «Кто решил, кроме Д. Рогозина… что наиболее приоритетным направлением является организация лунной экспедиции…» Это решил и в 1987 году реализовал академик В.П. Глушко. Естественно, не только из-за научного престижа державы, но, главное, для повышения её стратегической обороноспособности. Президент России В. Путин своими указами дважды, в 2013 и в 2018 годах, повторил это важнейшее решение по созданию ракетного комплекса сверхтяжёлого класса.

Роль же Д. Рогозина состояла, во-первых, в том, что, не разобравшись в сути проекта, он лишний раз прокукарекал, во-вторых, в том, что в роли вице-премьера, а затем руководителя «Роскосмоса» делал всё возможное и невозможное, чтобы этот проект угробить. Так что новому правительству РФ надо указы президента выполнить, а виновных, соответственно, наказать.

В статье предложено восстановить самостоятельность предприятий и во главе их поставить вместо менеджеров главных конструкторов. Верно. Могу привести примеры из собственной работы.

Во главе КБХА во время отработки кислородно-водородного двигателя РД0120 стоял академик А.Д. Конопатов. А ВМЗ с поставкой этих принципиально новых двигателей заказчику не справлялся, поставлял всего два двигателя в год. Директором поставили меня, конструктора, который в КБХА руководил подразделением разработки и отработки основных агрегатов двигателя. Через три года ВМЗ выпустил за один год уже 36 двигателей. Смысл прост. Завод имел кадры технологов высочайшей квалификации, обладал уникальными технологиями создания ЖРД, имел директора – опытнейшего организатора производства. Но не обладал конструкторской способностью сделать не шаг, а рывок вперёд.

И обратный пример. И. Арбузову, директору «Энергомаша», куда искусственно присоединили КБХА и ВМЗ, в 2017 году работники завода предложили заняться изготовлением квантовых двигателей. И предложившие это работники во главе с директором завода были уволены. Не вдаваясь в моральную и организационную оценку этих действий, подчеркнём лишь, что это сделано по указанию или в крайнем случае согласию Д. Рогозина. Роль Арбузова проста, он был до этого, видимо, хорошим директором серийного завода, а тут возглавил головное конструкторское бюро. Как сказано в известном фильме: «Хороший ты человек, но не орёл».

В статье предложено: создание ракетно-космических систем «в т.ч. на новых физических принципах». В целом верно. Но предложенная главным конструктором НПО «Квантон» В.С. Леоновым и ВМЗ отработка и изготовление уже работающих квантовых двигателей целенаправленно уничтожается командой Рогозина. В конце концов, президент РФ В.В. Путин поручил правительству Медведева рассмотреть эти предложения. Аппарат правительства направил это поручение тому же Д. Рогозину, заместитель которого А. Лопатин отписал: «применение предлагаемой теории в ракетно-космической технике не представляется возможным». Как это оценить? Бюрократической отпиской или предательством национальных интересов?

В статье в целом верно говорится о необходимости повышения социальных мер в ракетно-космической отрасли. Деньги в бюджете, безусловно, есть на это в достатке, да и отдача будет предельно высокая. Но одно дело, что это нужно, другое – какая отдача будет при этом получена, в том числе с КБХА и ВМЗ.

В статье профильных предложений нет. А они – на поверхности: разработка и изготовление вместе с «Квантоном» квантовых и гибридных двигателей, восстановление производства двигателей РД0120. Первое позволяет примерно на 10% увеличить без переделки ракеты-носителя полезную нагрузку на «Союзе» и «Протоне». Второе – это единственный путь создать ракету-носитель сверхтяжёлого класса не за десятки лет, а всего за 3–4 года.

Но есть и ещё одно предложение. В последние годы и президент РФ, и правительство Медведева многократно повторяли необходимость загрузки профильных предприятий оборонной промышленности гражданской продукцией. Естественно, к этому безграмотно присоединился и Д. Рогозин.

Его цитата из воронежской газеты «Коммуна» от 13 сентября 2016 года: «... советский опыт конверсии оказался пшиком. Высокотехнологичные предприятия делали кастрюли, утюги… Сейчас такого быть не должно». А этого, несмотря на опус журналиста Рогозина, никогда и не было.

Пришедшая к власти горбачёвщина, пытаясь разрушить военно-промышленный потенциал страны, действительно объявила безграмотную конверсию. На ВМЗ в 1985 году 72% производственных мощностей использовалось для производства жидкостно-ракетных двигателей. Остальные мощности – тоже по госзаказу. В 1988 году госзаказ сохранился только на 12% продукции. Но ВМЗ исключительно по собственной инициативе освоил устьевое оборудование для нефтегазовой промышленности, которое по всем своим характеристикам существенно превосходило лучшие зарубежные аналоги. По гарантийным срокам эксплуатации – 15 лет вместо 10, по работе с нефтью с большим содержанием серы, по работе на Крайнем Севере. Изделия ВМЗ начали скупать США.

Всего на конверсируемых предприятиях космической отрасли в течение 1988–1990 годов для топливно-энергетического комплекса было освоено 1420 видов оборудования. Треть его превосходила по своим эксплуатационным характеристикам зарубежные аналоги, остальное им не уступало. А сейчас продолжаются покупки гораздо худшего оборудования за рубежом.

ВМЗ совместно с КБХА спроектировал и освоил мясоперерабатывающее оборудование, по всем важнейшим параметрам превосходящее лучшие зарубежные аналоги. Блок ножей в зарубежных аналогах при двухсменной работе требовал ежедневной переточки и «срабатывался» в течение месяца. Блок ВМЗ при трёхсменной работе требовал переточки раз в неделю и замены ножей раз в году. В лучших зарубежных аналогах скорость вращения ножей не превышала 3 тысяч оборотов в минуту (важнейший показатель для качества мясной продукции), наши куттеры вращались со скоростью 5 тысяч оборотов в минуту. Изготовленные 25 лет назад сотни куттеров ВМЗ до сих пор безотказно работают на мясокомбинатах Белоруссии. В России всё это оборудование покупается за рубежом.

В целом по стране в 1990 году отрасли военно-промышленного комплекса выпустили 15% металлорежущих станков, 32, 4% установок для добычи нефти, 86, 4% бытовых газовых и электрических плит, 92, 7% холодильников, 85% вычислительной техники, 100% фотоаппаратов, видео- и телевизионной техники. Более 40% этой продукции было экспортировано, что подтверждает её конкурентоспособность на мировом рынке.

Документация на большую часть этого превосходящего мировой уровень оборудования цела. Нужны госзаказ и средства для восстановления производства. И, естественно, руководство машиностроительной отраслью не менеджерами и не рогозиными, а ответственными профессионалами.

В заключение хотелось бы высказать своё мнение о названии статьи. Всё верно, но безграмотные менеджеры пока не льют «крокодильи слёзы» и тем более если и «плачут», то не за не сделанное дело, а за возможную потерю безответственной кормушки. Пока же безнаказанно грабят казну и, самое страшное, ничего не делают, а всемерно уничтожают будущее.

Георгий КОСТИН,
ветеран КБХА и ВМЗ, д.т.н., профессор,
член 4 российских
и международной академий
20.01.2020

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram