Аргументы Недели → Город М № 43(687) от 06.11.19 13+

Проект бюджета Москвы

Принят депутатами Мосгордумы в первом чтении

, 20:03

Чтение бюджета – это, пожалуй, первая серьёзная проверка для существенно обновлённого нового состава городской думы. Напомним, что по результатам выборов в единый день голосования 8 сентября 2019 года 45 депутатов распределились по четырём партийным фракциям: «Единая Россия», КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия» плюс непартийная депутатская группа «Моя Москва».

ПОЭТОМУ ожидаемо, что обсуждение депутатами Мосгордумы проекта бюджета столицы на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов длилось пять часов. Так долго и скрупулёзно не рассматривали буквально каждый пункт документа ни разу за всю 26-летнюю историю городского парламента. И это понятно, ведь у каждой депутатской группы свои, заданные избирателями, приоритеты в вопросе расходов бюджета – самого важного проекта, по которому будет определяться жизнь города в ближайшие годы.

 

Социальная направленность

Надо также учитывать, что кроме самого пленарного заседания депутаты предварительно рассмотрели бюджет на комиссиях Мосгордумы по экономической и социальной политике, по здравоохранению и охране общественного здоровья и комиссии по образованию. И выбор комиссий неслучаен, так как этот проект бюджета отличает резкий рост бюджетных вливаний именно в социальную сферу в образование, здравоохранение, социальную поддержку, культуру и спорт.

Также проект бюджета обсуждался и в Общественной палате Москвы, и в городском экспертном сообществе.

– В ходе всех обсуждений я не услышал ни одного возражения против цифр нового бюджета. И эксперты, и Общественная палата отмечают несомненные плюсы представленного законопроекта. В первую очередь речь идёт о рекордных расходах на социальную сферу, – подчеркнул заместитель председателя Московской городской думы Николай Губенко. – Считаю, что у нас нет оснований голосовать против таких целей. Тем более что с предложениями каждого депутата профильные департаменты работают очень активно.

Представляя депутатам проект бюджета, министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов Елена Зяббарова отметила: «Проект закона направлен на стимулирование экономического роста, обеспечивает существенное увеличение социальных расходов, предусматривает средства, необходимые для развития социально-экономического комплекса города».

Если говорить цифрами, то 53, 3% расходов, или 1, 7 трлн рублей, запланировано на цели социального характера,что обеспечивает безусловное выполнение всех обязательств перед москвичами.

В частности, на доплаты к пенсиям, на льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, на лекарственное обеспечение и т.д. в проекте бюджета предусмотрено 495, 3 млрд рублей, что на 18, 4% больше, чем в текущем году. Например, чтобы выплачивать 2, 1 млн жителей старшего поколения минимальную «московскую» пенсию (19 500 руб.), в бюджете учтены ассигнования в объёме 157, 4 млрд рублей.

На повышение доступности и качества медицинской помощи горожанам в бюджете по программе «Развитие здравоохранения» выделено на 30, 4% больше средств, чем в 2019 году, а именно с 306, 8 (2019 г.) до 400 млрд рублей. Например, на обеспечение льготников лекарствами заложено в два раза больше средств, чем в прошлом году, – 45 млрд рублей.

Чтобы было с чем сравнивать – бюджет Берлина не предусматривает финансирования здравоохранения. В Париже и Шанхае расходы на здравоохранение занимают менее 5% бюджета.

На развитие образования в 2020 году в бюджете Москвы предусмотрено 415, 5 млрд рублей, что на 25, 8% выше расходов 2019 года. А расходы на программу развития спорта вырастут на 63, 7%.

 

Курс на развитие

Вторая, но не менее важная, на наш взгляд, отличительная черта принятого в первом чтении проекта бюджета – это структура доходов московского бюджета. Расхожее в российской провинции и, чего греха таить, задевающее москвичей мнение о том, что «Москва жирует за счёт регионов», было в очередной раз опровергнуто Еленой Зяббаровой. Она подчеркнула, что бюджет Москвы на 94% обеспечен поступлениями несырьевого сектора экономики, а субъекты предпринимательства перечисляют в бюджет в 3, 6 раза больше, чем организации нефтегазового сектора: «За последние четыре года вклад малого бизнеса в бюджет города увеличился на 6%. Если в 2014 году поступления от этой сферы составляли 16, 9%, то в текущем году мы ожидаем порядка 23%», – отметила в своём выступлении перед депутатами министр финансов.

– Такой рост (23% от малого бизнеса. – Прим. «АН») был достигнут за счёт инвестиций в городскую среду, которые заложены в госпрограммах развития Москвы, – резюмировал председатель Московской городской думы Алексей Шапошников. – То есть, вкладывая средства в строительство дорог, станций метрополитена, развивая инженерную инфраструктуру, создавая комфортные общественные пространства, город не только решает проблемы с транспортной доступностью, но и даёт возможность развиваться экономике. Стимулируя деловую и инвестиционную активность, мы получаем мультипликативный эффект.

Экспертное сообщество также высоко оценило проект бюджета: «Интересующие меня программы по транспорту и городской среде вполне разумны и по деньгам, и по объектному перечню. Будет 27 новых станций метрополитена за три года, то есть за всю историю Московского метрополитена таких темпов не было, и эти темпы будут продолжены», – подтвердил «АН» свою высокую оценку проекта директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

В результате обсуждения, как мы уже говорили, депутаты приняли проект бюджета в первом чтении.

Главное: бюджет крупнейшего мегаполиса Европы существенно нарастил социальную составляющую, при этом оставаясь, по сути, бюджетом развития города.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram