«АН» вынужденно возвращаются к разговору о навязывании дорогостоящих услуг частными фирмами под видом городских служб. Москвичам необходима бдительность!
РЕЧЬ идёт о поверке счётчиков воды (а в крайних случаях даже об их замене, совершенно ненужной и даже нежелательной). Гражданам, у которых установлены водосчётчики, действительно необходимо делать поверку, если они хотят, чтобы показания учитывались. Вот только нет никаких причин платить за неё вдвое больше рыночной цены.
Счётчик горячей воды поверяется каждые четыре года, холодной – каждые шесть лет. Услугу оказывают только частники. Дату, когда подходит срок, можно уточнить в документе, который оставил мастер при оказании услуги, или посмотреть в личном кабинете на сайте мэра Москвы. А проще всего найти её в верхней части ЕПД (единого платёжного документа), раскладываемого ежемесячно по почтовым ящикам.
Вопрос, как информация о сроках поверки попадает к частным фирмам, да ещё и с привязкой к телефонным номерам квартир, – составляет детективный сюжет. Их натасканные операторы, обзванивающие население, отвечают так: мол, данные содержатся в открытом доступе на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. Однако обозревателю «АН» ожидаемо не удалось обнаружить на этом ресурсе ничего подобного. На просьбу подсказать, в каком именно разделе сайта размещена информация, операторы сетуют, что у них нет времени, и кладут трубку. Не забывая сказать: «Даты поверок и телефонные номера не являются персональными данными». Эту заученную фразу они могут повторить в ходе недолгой беседы несколько раз. И немудрено, ведь использование персональных данных гражданина без его согласия является нарушением закона.
Пожалуй, на проблему персональных данных можно было бы великодушно закрыть глаза, но дело этим не ограничивается. Оператор вводит людей в заблуждение, выдавая себя за представителя той или иной госструктуры – как правило, выдуманной («метрологическая служба», «единый расчётный центр», «абонентский отдел» и так далее). На уточняющий вопрос, является ли организация государственной, оператор отвечает в зависимости от своей совести (или от жадности своего работодателя и его инструкций). Кто-то из них признаётся, что контора частная, кто-то вешает трубку, а кто-то беззастенчиво врёт. Грубоватый тон оператора играет ему на руку, ведь граждане привычны к недоброй манере общения чиновников.
Преимущества такого ведения бизнеса очевидны: клиентов больше. Одни жильцы приучены доверять государству или просто подчиняться ему, другие же, услышав о якобы государственном характере предлагаемой услуги, решают, что на этом рынке госмонополизм, и соглашаются заплатить выпрашиваемую сумму, то есть 1000 рублей (при рыночной московской цене 500 рублей). Кстати, некоторые операторы, занимающиеся своим делом с особой самоотдачей, и вовсе прибегают к тактике «ближнего боя», даже не привязываясь к дате поверки: «Мы сегодня же перестанем принимать показания вашего счётчика! Готовы принять мастера?!» Бесспорно, устоять под таким напором непросто.
Параллельно с телефонными звонками ведётся рассылка «писем счастья», раскладываемых по почтовым ящикам. В Тёплом Стане, например, в качестве получателя на конверте указывается адрес жильца, а в качестве отправителя – «ИС района Тёплый Стан» (привычная расшифровка – «инженерная служба», то есть государственное учреждение). Для большего правдоподобия использована синяя типографская краска разных оттенков, которая имитирует печать ИС и подпись некоего «дежурного инженера».
В письмах сообщается, что подходит срок поверки, и указан телефонный номер для вызова мастера. А также говорится: «Остерегайтесь услуг, навязываемых по телефону, не предоставляйте личные данные. Служба эксплуатации и МФЦ обзвон не организовывают». Какая забота о людях! Действительно, государственные службы не предлагают по телефону никаких платных услуг. Но и по почте тоже! Набирая номер, указанный в письме как телефон отправителя, попадаешь в частную компанию «Стэк», которая делает поверку по цене ожидаемо вдвое выше рыночной.
Некоторые операторы утверждают, что их фирма – единственная, которая имеет государственную аккредитацию. Это, разумеется, неправда, таких компаний множество, и нетрудно удостовериться насчёт любой из них. Все они указаны на официальном портале Федеральной службы по аккредитации (одна находчивая девушка-оператор пыталась убедить обозревателя «АН» в том, что данный ресурс создан мошенниками). Для удобного поиска фирмы на портале в разделе «Реестры» (подраздел «Аккредитованные лица») можно использовать её списочный номер, который фирма указывает на своём сайте. Иногда организации работают, причём открыто, по аккредитации других компаний, как этакие субподрядчики, и в Росаккредитации нам сообщили, что заказывать у них поверку не стоит.
Москвичам, не пользующимся Интернетом, выбрать фирму затруднительно. Они могут обратиться за помощью в свой «Жилищник» (бывший ДЕЗ). Сотрудники «Жилищников», по крайней мере некоторых, предлагают перечень компаний, оказывающих услугу по рыночной цене.
Озвученная недавно Росстандартом затея – передать поверку государству – могла бы избавить жильцов от головной боли, но вот незадача: никто не обещает, что стоимость поверки не будет включена в тариф. Где гарантия, что она не превысит рыночную, тем более что рынка и рыночной цены в этой сфере не станет? Очевидно, порядок всё-таки стоит наводить посредством Федеральной антимонопольной службы и прочих правоохранительных органов, а не всеобщей национализации.
Что же касается избавления от раздражающих звонков (это, кстати, касается любых рекламных объявлений по телефону), то самое эффективное поведение – сразу же вешать трубку. В результате жителя должны внести в список тех, кому звонить бесполезно, – и тогда появится шанс, что его оставят в покое.