В Москве собираются установить ещё 600 камер видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Таким образом, их общее количество вырастет до 2, 5 тысячи. Новые камеры собираются ставить в местах повышенной аварийности. Логика в том, чтобы штрафами заставить водителей соблюдать ПДД. Но насколько такие меры эффективны?
АВТОМОБИЛИСТЫ всё чаще жалуются на то, что из-за повсеместного засилья камер и плохой организации дорожного движения ездить в городе и не нарушать практически невозможно. Даже если ты действительно водишь аккуратно и крутишь головой на 360 градусов, чтобы увидеть каждый спрятанный за кроной деревьев знак и случайно «забытые» после ремонта ограничения по скорости. Не говоря уже о регулярных случаях несовпадения разметки, которая разрешает парковку, и запрещающего это делать знака рядом.
Всё это создаёт ощущение, что профилактические меры, которые создавались для повышения безопасности, на самом деле служат скрытым источником пополнения бюджета. Особенно с учётом того, насколько иногда непросто доказать необоснованность выписанного штрафа, чтобы его оспорить. На чрезмерность такой «профилактики» указывал и В. Путин.
Отсюда в очередной раз возникает вопрос – разве бездумные ограничения скорости и камеры повышают безопасность? Или же к вопросу нужно подходить комплексно?
Совсем недавно произошло очередное «недоразумение» на МКАД. На многих участках внезапно появились знаки с ограничениями скорости до 80 км/ ч. Причём промежутки эти были небольшими. Объяснили эти ограничения знаком «Неровная дорога», роль которой играла так называемая шумовая полоса.
Но что самое удивительное, установку знаков не согласовали с ЦОДД. В итоге всё на МКАД вернулось на круги своя, ограничение вновь 100 км/ч, но осадочек у водителей остался. В конце концов, это не единичный случай странных ограничений скорости. Автомобилисты, например, отмечают внезапные ограничения скорости до 50 км/ч на Варшавском шоссе и Симоновском Валу. На Ярославском шоссе вместо знака, ограничивающего скорость, сделали ещё интереснее – до Северянинского моста действует ограничение 80 км/ч, а потом стоит знак «Отмена всех ограничений». То есть фактически нужно ехать уже 60 км/ч. В этой же куче ловушек Волгоградский проспект – на всём протяжении ограничение 60 км/ ч, однако на пересечении с улицей Академика Скрябина установлен знак 80 км/ ч, который перестаёт действовать после перекрёстка. Есть неожиданные ограничения в 40 км/ч на Даниловской набережной, Широкой улице и т.д. Не говоря уже о временных знаках в связи с ремонтными работами, за нарушение требований которых камеры тоже выписывают штрафы.
Подобных мест уйма. Так откуда же они берутся? Эту ситуацию на своей странице в Facebook прокомментировал Александр Евсин, замруководителя ЦОДД и начальник ситуационного центра ЦОДД. По его словам, проблема кроется в собираемой статистике ДТП и бюрократической реакции ответственных лиц за безо- пасность дорожного движения. Например, появляется участок, на котором учащаются аварии. Надо что-то делать. Первое же решение – ограничить скорость и поставить камеру. При этом делается оно чисто механически, без попытки выяснить причины этих ДТП, а самое главное, точно локализовать их место.
Как пишет Евсин, если разбираться в первопричинах аварий на МКАД, то главная проблема в плохой навигации на развязках. Водители должны буквально решать ребусы на скорости 100 км/ ч, чтобы понять, когда и куда им нужно перестроиться, чтобы съехать с МКАД в нужную сторону. Второй момент – это проблема с недостаточной проработкой съездов и выездов с МКАД плюс недостаточное канализирование потоков перед развязками. Чтобы водители заранее распределялись по дороге, а не устраивали чехарду с перестроениями.
Также он отметил, что в городе действительно есть проблема «рваного» скоростного режима. Решать эту проблему опять же можно за счёт многими позабытого знака «Рекомендованная скорость», а не грубого и резкого ограничения. В конце концов, водители в своей массе не заинтересованы попасть в ДТП, поэтому «рекомендация» будет восприниматься мягче.
Казалось бы, после реакции ЦОДД на незапланированные ограничения скорости на МКАД у многих затеплилась надежда, что, возможно, подход к водителю изменится. Однако новость о том, что в Москве в следующем году появится ещё 600 камер, заставляет задуматься – не было ли это заигрыванием перед выборами в МГД? С другой стороны, статистика говорит о том, что количество погибших и пострадавших в ДТП в Москве стабильно снижается. Незначительно, но всё же это происходит. Число пострадавших в первом полугодии 2018-го – 5530, а в 2019 г. – 5523 человек. Смертей 248 и 231 в первых полугодиях 2018-го и 2019-го соответственно.
В ЦОДД уверены, что это происходит в том числе благодаря камерам. Однако в статистике о числе ДТП из-за превышения скорости значится всего 17 ДТП в первом полугодии 2018-го и 24 – в 2019 году. Так только в камерах ли дело?