> Как город назовёте – так и заживёт - Аргументы Недели

//Город М 13+

Как город назовёте – так и заживёт

№  () от 27 августа 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Фото АГН «МОСКВА» / А. Никеричев

Приблизительно к 2023 г. должны построить новомосковскую линию метро. Но речь не об этом. Название, которое планируют дать ей («Коммунарская», согласно одноимённой станции и посёлку Коммунарка), вызвало бурную дискуссию о коммунистической топонимике Москвы.

РУССКОЕ искусство хранит память о зачёркнутых дореволюционных названиях улиц. Например, на пейзаже Левитана «Владимирка» изображена дорога на Владимир – будущее Владимирское шоссе, в 1919 г. переименованное в шоссе Энтузиастов (в честь революционеров, отправленных по этой дороге в Сибирь). Или взять песню «Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской», созданную Шаляпиным на основе фольклора: имелось в виду Петербургское, позднее – Петроградское шоссе, в 1924 г. ставшее Ленинградским.

Вопреки известному заблуждению, Красная площадь носит не советское, а дореволюционное название, означающее «красивая площадь». Аналогично обстоит дело с площадью Красные Ворота, названной в честь Триумфальных ворот, которые были построены в память о победе в Полтавской битве и ликвидированы в 1927 году. Вместе с тем в столице сегодня порядка 50 топонимов, образованных от слова «красный», которые означают принадлежность к коммунистической идеологии.

«Кроме того, в Москве около сотни улиц, носящих имена революционеров и коммунистических функционеров (я не имею в виду других деятелей советского периода, например героев войны), – отмечает доктор исторических наук Сергей Волков. – Примерно половина из этой сотни улиц – дореволюционные».

В 1992 г. Моссовет единовременным решением вернул почти всем объектам в границах Садового кольца названия, которые они носили на 25 октября 1917 г. (площадь Революции осталась таковой, поскольку получила это имя ранее – после Февральской революции). Однако то решение Моссовета выглядит неполным и нелогичным: граница дореволюционной Москвы проходила не по Садовому кольцу, а по Камер-Коллежскому валу – нынешнему МЦК.

Что касается расходов на переименование улиц, то ни смена табличек, ни паспортная система не требуют бюджетных трат: таблички и так меняются с периодичностью в 7–10 лет, а получать новый паспорт никакой закон не обязывает.

«Важно понимать: топонимика ежедневно и ежечасно воспроизводит то, что прославляет. Внедряет в сознание населения мысль, будто всё это положительные персонажи истории, тем самым определяя наше будущее. Когда говорят, что большевизм должен быть у нас перед глазами, чтобы он не был забыт и никогда не повторился, то лукавят. Память – это музеи, а топонимика – это прославление, – уверен С. Волков. – Впрочем, если власти не готовы принять такую аргументацию, то пусть хотя бы восстановят справедливость и вернут названия дореволюционным улицам».

С этой точки зрения станции метро переименовывать не следует, поскольку весь метрополитен был построен никак не до революции. Однако существует правило: станция должна называться в соответствии с местным объектом – именно поэтому в 1990 г. «Дзержинская» и «Проспект Маркса» были переименованы соответственно в «Лубянку» и «Охотный Ряд» вслед за улицами. При этом «Кропоткинская» и «Библиотека им. Ленина» по-прежнему хранят свои имена, хотя аналогичных объектов наверху давно нет.

Название станции «Коммунарка», недавно открытой в Новой Москве, почти ни у кого не вызвало возражений (ведь рядом одноимённый посёлок), чего не скажешь о заявленном названии будущей «ветки» – «Коммунарская». Линия не обязана именоваться по своей первой станции – например, на Калининской линии никогда не было станции с названием «Калининская».

«При всём уважении к жителям посёлка я не хочу, чтобы всю нашу ветку именовали в его честь, – возмущается житель Троицка Юрий В. – Во-первых, коммунарами звали «красных» бойцов особого назначения в Гражданскую, а во-вторых, Коммунарка была расстрельным полигоном наряду с Бутовским». «А нас кто-нибудь спрашивал, когда в 2012 году префектуру всей нашей Новой Москвы назвали Троицко-Новомосковской в честь их Троицка? Нет!» – парирует Анна П., жительница Коммунарки. Напрашивающийся компромисс – назвать линию «Коммунарско-Троицкой» не выдерживает критики из-за шизофренического характера (уж лучше сразу наречь её Большевистско-Православной).

«К топонимике нужно подходить спокойно, с чувством меры, – комментирует доктор исторических наук Алексей Плотников. – Я, например, против огульного возвращения дореволюционных топонимов. Или, скажем, не вижу ничего плохого в названии станции метро «Войковская» (в честь одного из организаторов убийства царской семьи и сокрытия трупов. – Прим. «АН»). Если кто-то может дискутировать о том, преступны ли действия большевиков, то уж, извините меня, Николая Второго я считаю антиперсонажем. Другое дело, что необходимо согласие в обществе и не стоит ссорить граждан новыми неоднозначными топонимами».

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте