> Почём в булочную на такси? - Аргументы Недели

//Город М 13+

Почём в булочную на такси?

№  () от 20 августа 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]

Фото АГН «Москва» / А. Никеричев

Число поездок на такси в Москве стабильно растёт. Как подсчитали эксперты, на 15–17% каждый год. Популярность этого вида транспорта более чем понятна – по сравнению со многими другими столицами в Златоглавой стоимость такси весьма невысока. Чего не скажешь о конкуренции на рынке таксомоторных перевозок. Но, несмотря на то что этот сегмент бурно развивается, многие проблемы таксистов и пассажиров остаются нерешёнными.

КАЗАЛОСЬ бы, маршрут в центр города для таксиста должен быть за счастье – мало того что следующие поездки могут быть довольно короткими, так ещё и без проблем найдёшь клиента (да ещё, может, и привыкшего давать чаевые) неподалёку от точки высадки предыдущего пассажира. Но городская действительность, как всегда, не столь радужная. Власти Москвы настолько доборолись с пробками в столице, что фактически в центре нет возможности, не нарушая ПДД, посадить или высадить пассажира.

Проблема в том, что агрегаторы такси позволяют заказать машину в любую точку, где ты находишься. И не важно, что вокруг этой точки запрещены стоянка и остановка. А если вспомнить, что фиксацией нарушений в столице теперь занимаются видеокамеры, которые неумолимо выписывают штрафы по 3 тыс., то оказываемся между Сциллой и Харибдой. Либо отменять заказы (что в итоге негативно сказывается на их выдаче, вплоть до блокировки), либо рисковать нарваться на штраф. В конце концов, далеко не каждый клиент готов дойти пешком до места (а оно бывает неблизко), где шофёр может остановиться безнаказанно. И далеко не каждый водитель решит не рисковать.

В итоге появилось предложение позволить таксистам подождать клиента на автобусной остановке. Мол, раз уж они часть системы общественного транспорта Москвы и могут даже по выделенным полосам для автобусов ездить, то почему бы и тут не уравнять их в правах? Однако власти ответили отказом – ПДД для всех едины, и поэтому только посадка и высадка пассажира, и только при условии, что это не будет мешать общественному транспорту. В качестве альтернативы звучали предложения увеличить только для таксистов до 1, 5–3 минут время, через которое камера выпишет штраф за нарушение правил стоянки и остановки. Но и тут отказ – без штрафа можно постоять лишь 10 секунд. За это время далеко не каждый молодой здоровый человек успеет «десантироваться» из такси, не говоря уже о пожилых.

Впрочем, недавно взамен стоянки на остановке – всё-таки иногда клиента приходится ждать больше 5 минут – заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин пообещал таксистам, что в Москве появится больше специальных зон для остановки именно таксистов.

 

ДТП и зарплаты

Другая серьёзная проблема – высокая аварийность такси. Как заявляют в мэрии, количество ДТП с участием этого вида транспорта выросло за последний год на 15%. При этом довольно часто эти аварии заканчиваются смертями или же тяжёлыми травмами. Первопричина опять же в том, что на рынке очень большая конкуренция. Из-за этого средняя стоимость поездки практически не меняется в большую сторону, хотя расстояния растут. В итоге водитель такси вынужден перерабатывать, чтобы работать себе в плюс. Так, по оценкам экспертов, примерно 60–65% водителей делают это регулярно.

Некоторые агрегаторы для борьбы с переработками попросту ограничивают время пользования своим сервисом для водителей. Но таксисты в таком случае на время «отдыха» просто переходят и используют другой агрегатор. Чтобы бороться с этой практикой, решили разрабатывать систему, которая будет следить за такими переходами. Заработать она должна уже в следующем году. Однако нигде нет гарантии, что в таком случае часть таксистов не уйдёт в тень. В конце концов, многие водители продолжают иногда работать по старинке, без всяких агрегаторов и просто подбирают клиентов в «хлебных» местах.

Получается, что без достойной оплаты переработки никуда не уйдут. Максим Ликсутов, заместитель мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, призвал агрегаторов, раз уж те занимаются формированием цен на перевозки, обеспечить зарплату своим шофёрам не меньше, чем у водителей общественного автобуса. Так, водитель «Мосгортранса» получает от 43 до 60 тыс. руб. в месяц. Чтобы столько же зарабатывать водителю такси – сегодня зачастую приходится работать без выходных. За чей счёт водителям такси должны обеспечить достойную зарплату, М. Ликсутов не уточнил.

Впрочем, в некоторой степени снизить конкуренцию сможет новый законопроект о регулировании деятельности такси. Напомним, что поправки в документ готовят вот уже 6 лет, у него постоянно меняются авторы, но даже после таких мытарств он очень далёк от совершенства, а экспертное сообщество и участники рынка уже раскритиковали звучащие в нём предложения и пожаловались, что не принимают участия в его разработке.

Так, одно из предложений законопроекта – запретить работать в сфере такси тем, кто не имеет гражданства РФ и российских прав. То есть фактически все выходцы из СНГ будут вынуждены или уходить в тень, или искать новую работу. А это, для понимания, по оценкам экспертов, порядка 70% таксистов в Москве. Кроме того, автомобили должны будут оборудовать тахографами, каждый из которых обойдётся компании или водителю в 25 тыс. рублей.

Уже эти два предложения могут серьёзно повысить стоимость легальных перевозок. Сами участники рынка допускают, что если законопроект примут в том виде, в котором он существует, то стоимость поездки может увеличиться в 10 раз! Впрочем, даже рост цены вдвое может серьёзно изменить рынок таксомоторных перевозок в худшую сторону.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте