Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 18(662) от 16.05.19 13+

ГИС – три весёлых буквы

, 20:06 , Обозреватель отдела Общество

Уже скоро – с июля – управляющие московскими домами компании, в том числе жилищные кооперативы и товарищества, то есть сами жители, будут штрафоваться за неподобающую передачу сведений в ГИС ЖКХ. Расшифровывается это как «государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства». Кому она нужна?

ГИС создана двумя федеральными министерствами – Минкомсвязи и Минстроем – и представляет собой интернет-сайт. Он позиционируется так: «Вместо многочисленных разрозненных сайтов с неполной информацией о ЖКХ создаётся полноценный централизованный информационный ресурс».

Казалось бы, если чиновники хотят информационной централизации – воспользовались бы привычными для граждан ресурсами: порталом госуслуг и сайтом мэра Москвы. Но нет, создаётся новый ресурс, что как раз и способствует той самой разрозненности. Лучше бы потратили средства на устранение неполадок («зависаний») в работе упомянутых двух сайтов.

«Ничего, подобного этой ГИС, нет нигде мире, – рассказывает Валентин Григорьев, председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ. – До сих пор мы обязаны были публиковать информацию о собраниях жильцов на сайте «Дома Москвы» (подраздел сайта мэра Москвы. – Прим. «АН») в соответствии с федеральным стандартом раскрытия информации. Эти требования вполне адекватные и представляют собой 12 вопросов. Чего же от нас требует ГИС? Отвечать на 746 (!) вопросов. ГИС противоречит тому самому стандарту, а также федеральному закону о персональных данных и ст. 24 Конституции, где чётко сказано: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Вопреки этому ГИС требует публиковать паспортные данные председателя ЖСК (или ТСЖ), членов правления, руководителя ревизионной комиссии, а также участников собраний, да ещё и свидетельства об их собственности на квартиры. Кому и зачем это нужно?»

Также не ясно, кому и зачем нужны, например, сведения о площади потолков или протяжённости коммуникаций в доме. Если действительно кому-то для чего-то нужны – нет проблем, информацию можно запросить в бюро технической инвентаризации. Однако же ГИС обязывает управляющие компании раздобыть эти сведения и обнародовать их.

«Для того чтобы вовремя передавать в ГИС всю требуемую информацию и регулярно обновлять ту её часть, которая подвержена изменениям, необходима одна дополнительная штатная единица на 100 квартир», – говорит В. Григорьев. В самоуправляющихся кооперативах и товариществах эти расходы лягут на жителей, а в государственных «Жилищниках» – на государство, то есть на налогоплательщиков. То же самое касается штрафов, минимальная величина которых для управляющей компании составляет 40 тыс. рублей (вдобавок персонально штрафуется руководитель на 5–10 тыс. рублей). «Хотя все убытки «Жилищников» в отличие от наших компенсируются из бюджета, – продолжает эксперт, – я им ничуть не завидую. Собрать одному учреждению информацию по 150 домам, которые оно обслуживает, – шутка ли! И если мы можем высказывать недовольство, то они, будучи бюджетными организациями, вынуждены молчать в тряпочку».

Почти все возможности (или, как всё чаще говорят, опции), которые ГИС должна предоставить гражданам, либо уже существуют, либо не имеют никакого смысла. В разделе сайта, призванном разъяснить его функции, вокруг фотографии красивой европеоидной гетеросексуальной пары, изображающей счастливых россиян, нарисованы этакие разноцветные «лепестки» с названиями опций (вероятно, эта же картинка использовалась для презентации проекта высокому начальству с целью получить финансирование).

Например, опция «Определение рейтинга управляющих организаций». К чему рейтинг, если на московском (и российском) рынке жилищно-коммунальных услуг, как правило, монополизм? Или, например, «Направление жалоб и обращений». Это давно делается гражданами через портал госуслуг или сайт мэра Москвы.

Обозревателю «АН» удалось обнаружить в ГИС единственную обещанную новинку, которая может быть полезной, – «Электронное голосование на общих собраниях». Инициативные руководители управляющих организаций давно обеспечили жителям данную возможность, и действительно пора бы уже сделать её наличие обязательным. Но для этого опять-таки не нужен новый сайт.

«Всё это фантики, фиговые листочки, с помощью которых заинтересованные лица убедили Медведева, помешавшегося на цифровизации, потратить бюджетные средства. Умеют же люди зарабатывать деньги! Правда, слово «зарабатывать» в данном случае я бы поставил в кавычки», – подытоживает В. Григорьев.

Деньги и вправду немалые. Первоначально стоимость проекта была определена в размере 861, 6 млн руб. (328, 3 млн руб. – на разработку системы в 2014 году, 533, 3 млн руб. – на эксплуатацию до 2017 года). В прошлом году Счётная палата обнародовала результаты проверки: «Затраты на ГИС ЖКХ превышают запланированные технической концепцией, утверждённой Минкомсвязи, на 1, 43 млрд руб., или на 166 %, в том числе на создание – на 952, 3 млн руб., или 290, 1%, на эксплуатацию – на 478, 3 млн руб., или на 89, 7%». Минкомсвязи оправдалось тем, что первоначальная стоимость не включала многие из элементов ГИС. И похвасталось, что не нарушило нормы законодательства.

Как говорится, пустяки, дело житейское.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram