Аргументы Недели → Город М № 17(661) от 7.05.19 13+

Каналы текли, куда велели

, 20:31

Спустя три месяца после прорыва дамбы канала имени Москвы выяснилось, что прекращение судоходства по каналу и перекрытие движения автотранспорта по Тушинскому туннелю было вызвано нарушениями при ведении строительных работ по расширению Волоколамского шоссе в 2000 году.

Экскурс в прошлое

В начале 30-х годов минувшего века население Москвы резко увеличилось. Это было связано с массовой коллективизацией и раскулачиванием деревень. Крестьяне потянулись на перековку в строителей промышленных предприятий. Рублёвский водопровод уже не мог в полной мере удовлетворять столицу снабжением питьевой и технической водой.

На июньском 1931 года пленуме ЦК ВКП(б) после доклада крепкого хозяйственника члена политбюро ЦК Лазаря Моисеевича Кагановича было принято решение начать строительство канала для транспортировки грузов и перекачки волжской воды в Москву и близлежащие к ней города. Появился и соответствующий эпохе лозунг «Течёт вода Волги-реки, куда велят большевики».

Специалисты рассчитали, что, для того чтобы вырыть 128-километровый канал глубиной 5, 5 м и шириной 85, 5 м при отсутствии специальной строительной техники, да ещё в максимально короткие сроки, понадобится такое количество рабочих рук, какого в стране нет. И было принято решение использовать труд заключённых. Тем более такой опыт у ЧК-НКВД-ОГПУ по созданию концентрационных лагерей во время Гражданской войны в России был. Правда, первыми в этом малопочтенном деле были замечены англичане. Во время Англо-бурской войны в Трансваале.

14 сентября 1932 года для строительства канала был создан «Дмитлаг», через который за пять лет, пока шло строительство, прошли 196 тыс. заключённых. За это время 22 842 человека умерли на рабочих местах или были расстреляны якобы за саботаж. Правда, были и пряники – за ударную работу ЗК (заключённым каналоармейцам) давали усиленные пайки и снижали сроки.

По другим данным, через строительство канала прошло около 700 тыс. человек. В их память на въезде в город Дмитров был поставлен стальной 13-метровый памятный крест.

5 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие канала имени Москвы, превратившего столицу СССР в город пяти морей. Канал, включивший в себя 235 гидротехнических сооружений (шлюзов и дамб) и 3842 км водных путей, стал крупнейшим водотранспортным и водохозяйственным комплексом внутренних водных дорог страны.

Было бы несправедливо не отметить вклад канала в победу в Великой Отечественной войне, когда он стал главной рокадной дорогой, обеспечив бесперебойную доставку грузов фронту.

Одновременно со строительством канала в районе восьмого шлюза (в этом месте канал идёт между двумя дамбами) шло строительство Тушинского туннеля, который ввели в строй в 1937 году. Инженеры рассматривали вариант строительства моста над каналом, но в итоге приоритет был отдан туннелю.

 

Авария

Москва разрасталась, и канал, служивший стране верой и правдой, очень скоро попал в городскую черту. Проезд автотранспорта по Волоколамскому шоссе под ним стал тесен. Пробки достали всех. Туннель расширяли три раза. Последний раз – в 2000 году.

Правительством Москвы было принято Постановление «О транспортной развязке Волоколамского шоссе с улицы Свободы и устройстве дополнительного туннеля под каналом имени Москвы». Заказчиком на проектирование и строительство выступило ООО «Организатор», а генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком – АО «Корпорация «Трансстрой». Основными подрядчиками являлись ОАО «Мостотряд-19» и ОАО «Мосводоканалстрой». Строительство развязки заняло год.

Неприятность, причинившая городу значительный ущерб, произошла утром 10 января 2019 года. Откос дамбы с западной стороны между шлюзами №7 и №8 размыло из-за провала грунта. И Тушинский туннель затопило. Одна из основных вылетных магистралей (из центра города за его пределы) была перекрыта. Работники канала моментально сделали аварийный сброс воды, и уже к вечеру того же дня движение по Волоколамскому шоссе было восстановлено. И специалисты приступили к выяснению случившегося. На это им понадобилось три месяца.

 

 

Разбор полётов

Итоги работы были подведены в начале апреля. Государственная комиссия установила просчёты проектирования и низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при строительстве развязки, вследствие чего и произошёл разрыв, нарушив тем самым целостность напорной дамбы канала. По мнению комиссии, это произошло оттого, что заказчик проекта ООО «Организатор» не выполнил ряд пунктов технических условий, которые были предоставлены «Каналом имени Москвы» в 1999 году для проектирования двухсекционного туннеля.

В отчёте комиссии также было отмечено, что туннель возводился в межнавигационный период 1999–2000 годов открытым способом, для чего был полностью срыт участок канала, включая восточную и западную напорные дамбы. На их месте были построены стенки (шпунты), которые строители заполнили плохо утрамбованными сыпучими материалами.

Проектировщики ОАО «Институт Гипростроймост» не учли одного из основных показателей водонасыщенности грунтов при проектировании гидросооружений. В итоге грунты оказались переувлажнёнными, что привело к их текучести. Вода, в том числе и грунтовая, скопилась в песчаных пазухах между стенками туннеля и шпунтом и этим путём вырвалась наружу.

Комиссия также установила, что устройств для пропуска профильтровавшейся через дно канала воды запроектировано не было, как и применения контрольно-измерительной аппаратуры для замеров обводнённости. Ко всему добавилось и низкое качество работ. Комиссия отметила, что на восстановление участка канала потребуется более 200 млн рублей.

 

 

Ликвидация

В месте проводимых работ была возведена временная дамба, которая поддерживала необходимый уровень воды. И после этого к ликвидации последствий прорыва приступили геофизики и инженеры-геологи. Чтобы установить причины аварии, нужно расчистить наносы, а затем демонтировать дамбу и вскрыть дно канала. В ходе работ было вынуто 8 тыс.куб. м грунта, для чего понадобилось 530 самосвалов, около 300 железобетонных плит общей площадью 3, 6 тыс. кв. м и длиной 1, 8 км, вывезено 40 тонн камней, кирпичей и металла, откачано 76 тыс. куб. м воды, которой можно было заполнить 28 олимпийских бассейнов.

По словам пресс-службы «Канала им. Москвы», судоходство по каналу, несмотря ни на что, откылось к началу мая. В свою очередь, в Северном речном порту на вопрос, отразилась ли авария на перевозке грузов, ответили, что никоим образом: «У нас есть пути обхода ремонтируемого участка канала».

Справка «АН»

На долю канала имени Москвы приходится 2, 6% всего объёма судопропуска Центральной России. Так, в 2018 году здесь прошли 2926 судов, а по всему Московскому бассейну – более 112 тысяч. Водная магистраль с Волоколамским акведуком используется в основном грузовым флотом, который идёт транзитом через Москву с юга на север и наоборот. Здесь транспортируется около 2 млн тонн грузов в год.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram