Метро глубокого залегания
№ () от 24 апреля 2019 [«Аргументы Недели », Олег МОЛЧАНОВ ]
На прошлой неделе состоялись слушания по строительству Коммунарской линии Московского метрополитена. Жители восьми районов столицы – Академический, Гагаринский, Ломоносовский, Котловка, Обручевский, Нагорный, Донской, Проспект Вернадского – обсудили возможность продления ветки подземки в центр города от проектируемой станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект». В ходе прошедших слушаний жители задали интересующие их вопросы и высказали мнения по проекту.
CОГЛАСНО проекту строительства, Коммунарская линия метро пройдёт от станции «Севастопольский проспект» до Троицка. Она обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей ЮЗАО и ТиНАО. Длина линии составит около 40 километров. На ней расположатся 16 станций. Ветку планируют открыть в 2023 году. В более отдалённой перспективе рассматривается возможность продления Коммунарской линии до станции «Нижегородская» Кожуховской линии. Это позволит сформировать новый скоростной диаметр Троицк – Некрасовка.– Благодаря строительству Коммунарской линии разгрузятся южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий. Кроме того, улучшится ситуация на дорогах на юго-западе Москвы: их загрузка уменьшится ориентировочно на 15–20% за счёт того, что часть автомобилистов пересядет на городской транспорт, – пояснил руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы, кандидат технических наук, советник РААСН Игорь Бахирев.
Помимо этого ожидается, что за счёт перераспределения пассажиропотока снизится нагрузка на Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую линии подземки, которыми также пользуются жители ТиНАО. Сейчас в пешеходной доступности от новых станций метро живут 200 тыс. человек и работают 65 тыс. человек.
В первую очередь будет построен участок Коммунарской линии между станциями «Улица Новаторов» и «Столбово» с пересадкой на одноимённую станцию Сокольнической ветки. Это практически сразу окажет положительное влияние на транспортную ситуацию в ЮЗАО. Коммунарская линия метро – линия глубокого заложения: тоннели пройдут на глубине 30 м и более. Именно таким способом построено большинство действующих линий метрополитена, в том числе большая часть станций в центре Москвы, то есть те, которые строились в советские времена. Строительство тоннелей на такой глубине исключает просадки грунта и безопасно для существующих зданий и сооружений.
Строительство новой линии положительно скажется и на экологической ситуации юго-запада столицы. Снижение вредных выбросов от автомобилей и улучшение качества воздуха приведёт к снижению риска возникновения аллергии и случаев заболевания дыхательной системы.
При строительстве метро каждый этап проходки тщательно контролируется – на протяжении всего периода строительства по всей трассе перегонных тоннелей ведётся постоянный мониторинг состояния всех сооружений в зоне влияния.
Для минимизации шума от строительных площадок применяются шумозащитные экраны, также наиболее шумные работы проводятся в дневные часы. На въездах и выездах стройплощадок будут установлены станции мойки колёс.
После окончания строительства будет выполнено благоустройство и сделано компенсационное озеленение. Все проектные решения по строительству объекта проходят государственную экспертизу.
Мнения экспертов
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор «Эха Москвы»:
– Противники говорят, что метро будет неглубокого залегания, но это ложь. В бумагах глубина обозначена 30 метров – это почти 12-этажный дом. Для сравнения: Новые Черёмушки – 7–9 метров. Вот такая простая математика. Странно, что сегодня вообще кому-то не нравится идея новых станций – количеством построенных хвалились в прошлом веке не только московские градоначальники, но и российские правители.
АННА КУРБАТОВА, директор Института комплексного развития территорий, профессор МААМ (Международная академия архитектуры):
– Расстояние пешеходной доступности до ближайшей станции метро в центре города составляет до 10–15 минут, в срединной части города – до 20–30 минут и более, а в периферийной части многие районы не имеют пешеходного сообщения с ближайшими к ним станциями метро. Сегодня из жилых районов, попадающих в зону обслуживания запланированными станциями, до действующих станций метро пешеходный маршрут составляет от 30 минут. В связи с этим большинство жителей пользуются общественным транспортом, который оказывает гораздо большее негативное воздействие на качество городской среды. Выбросы загрязняющих веществ и шум, который он производит, влияют на здоровье горожан, и особенно детское население, в зоне до 150 метров от проезжей части и до высоты 5–10 этажей. В отличие от наземного транспорта метро может оказывать лишь слабое вибрационное воздействие на условия проживания в городе. Естественно, оно есть, но не превышает нормативных уровней ни по интенсивности, ни по частотности, ни по длительности. Нашим институтом проводилась оценка уровня вибрации на жителей, проживающих в здании по адресу: проспект 60-летия Октября, дом 8. Здание расположено в технической зоне линии метро неглубокого заложения (7–9 метров). При этом уровень вибрации в нём не превысил нормативных значений с учётом применения при строительстве его фундаментов типовых конструктивных решений.
Кроме того, огромным экологическим плюсом метро является то, что оно не создаёт зоны отчуждения на поверхности земли. Это лучшая из существующих альтернатива улично-дорожной сети и автотранспорту. Даже в границах технических зон линий метро неглубокого заложения могут полноценно произрастать зелёные насаждения.