Московские власти продолжают комплексную программу развития «Информационного города». Оно и логично. Глупо не использовать те новые возможности, которые дают IT и повсеместное проникновение Интернета в нашу жизнь. Самое главное в новых проектах – то, что они здорово экономят время горожанам при решении самых привычных проблем и дел.
БАНАЛЬНЫЙ пример. Как могут измениться библиотеки, после того как обычный читательский билет превратился в электронный? На самом же деле – это лишь верхушка айсберга той масштабной работы, которая проводится по внедрению автоматизированной библиотечной информационной системы. Её суть в формировании единого каталога изданий – сотрудники библиотек наносят штрихкоды на книги, вносят присвоенный каждому изданию номер в электронную базу. А единый электронный читательский билет (ЕЧБ) позволяет читателю сэкономить время при оформлении книги. Воспользоваться ЕЧБ можно в более чем 170 библиотеках Москвы.Такой электронный читательский билет оформляют всем, кто обратился в читальню впервые, а владельцы бумажных билетов могут поменять свои бумажные билеты на ЕЧБ. Сегодня ими пользуются более 86 тыс. горожан.
Да и сами библиотеки сегодня – больше, чем просто хранилище знаний. Теперь в столичных читальнях организованы коворкинги, организовываются культурные программы и многое другое. Что буквально дало им новую жизнь.
Образование XXI века
Столичное образование также претерпело метаморфозы после симбиоза с информационными технологиями. Так, совсем недавно проект МЭШ (Московская электронная школа) был включён в сотню лучших образовательных проектов всего мира. А в 2019 г. МЭШ стала победителем Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов России.
МЭШ – это целый комплекс нововведений, которые выводят образование на новый уровень. Причём система полезна для всех – учителей, родителей и учеников. По словам мэра Москвы Сергея Собянина эту систему сегодня создают более 50 тыс. преподавателей.
Проект МЭШ стартовал в 2016 году. Инфраструктуру проекта составили 48 232 точки высокоскоростного доступа к Wi-Fi и 21 152 интерактивные панели, которыми были оборудованы 1469 школ. Одно из главных достояний МЭШ – её база данных, которую формируют сами учителя. В ней собраны их собственные электронные сценарии уроков и другие учебные материалы. Так, сегодня в открытом доступе библиотеки МЭШ размещено уже более 35 тыс. сценариев уроков, более 900 электронных учебных пособий, свыше 350 учебников издательств, более 24 тыс. тестовых заданий и почти 49, 5 тыс. интерактивных образовательных приложений.
Благодаря этому ученики из разных школ могут получать самое лучшее и качественное образование, а учителям это даёт возможность по-настоящему заинтересовать ребёнка в своём предмете. Ведь успехи в учёбе достигаются именно за счёт личного желания детей познавать новое, а не через зубрёжку.
В ближайших планах – дать возможность получить доступ к МЭШ всем желающим. Предполагается, что это можно будет сделать, скачав приложение из App Store или Google Play. Кроме того, С. Собянин ратовал за то, чтобы учителя в регионах тоже смогли загружать в систему свои варианты уроков. Причём авторы наиболее востребованных материалов станут получать гранты (как и московские коллеги) за вклад в развитие проекта.
Вылечим, покажем и расскажем
Существенно обновили работу благодаря новым технологиям и поликлиники. Теперь благодаря Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) все медицинские карты пациентов существуют в электронном виде. Так что картинка, когда врачи таскают папки из одного кабинета в другой, пишут там и в рецептах что-то неразборчивым почерком, а потом эти карты ещё и приходится искать на перегруженных столах, – в прошлом. Для сохранения данных о пациенте предусмотрено несколько систем защиты. Доступ к таким картам есть только у врачей, работающих в ЕМИАС. Что важно, такая электронная карта доступна не только врачам в поликлинике, но и работникам скорой помощи.
Кроме того, с недавнего времени стала доступна возможность записи на приём к врачу сразу двоих детей. Это актуально для многодетных семей – раньше приходилось каждого ребёнка записывать отдельно, что вызывало неудобства.
Развивает столица электронные сервисы и для туристов. Главным проводником для знакомства с городом могут выступать портал и мобильное приложение «Узнай Москву». В его интерактивных гидах собраны описания более 1, 7 тыс. зданий и сооружений, 600 памятников, 289 музеев, 170 территорий, а также сведения о 207 исторических личностях и 68 тематических прогулочных маршрутах. Портал постоянно обновляется. Так, специально к 8 Марта появился пешеходный экскурсионный маршрут «По следам великих женщин». Он проходит через 10 знаковых мест города, которые связаны с известными москвичками.
Интересное применение нашли и городским уличным видеокамерам. С помощью них на портале «Окно в город» можно посмотреть в режиме онлайн различные городские мероприятия. Так, ближайший – это велопробег приуроченный ко Дню космонавтики 12 апреля. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Отдельных слов заслуживает и общегородской контакт-центр, куда можно позвонить и задать совершенно любой вопрос, чтобы решить любую личную проблему, связанную с жизнью города. Человек не может знать всего, а главное он может быть занят, поэтому с 2016 г. на обращения и звонки в контакт-центр отвечает искусственный интеллект! Робот-оператор недавно получил сразу две награды на международном конкурсе «Хрустальная гарнитура». Он умеет распознавать эмоции, имеет большой словарный запас, быстро распознаёт самые разные вопросы, в том числе те, в которых используются сленговые выражения. В прошлом году робот принял около пяти миллионов обращений.
Вот так, незаметно для живущих в ритме столицы, «поумневшая» Москва делает сложную жизнь своих горожан чуточку проще.