> Хитроумные счётчики - Аргументы Недели

//Город М 13+

Хитроумные счётчики

№  () от 6 марта 2019 [«Аргументы Недели », Сергей РЯЗАНОВ ]

Фото АГН «Москва» / А. Никеричев

«АН» продолжают разговор о переходе Москвы (и России) на «умные» счётчики, которые по сети отправляют поставщикам жилищно-коммунальных услуг сведения об объёмах ресурсов, потребляемых жильцами. Единого мнения, как всегда, нет.

«СИСТЕМА учёта, которой распоряжается ресурсоснабжающая организация, заканчивается счётчиком на вводе в дом. А в том, что касается счётчиков внутри дома, никакого принуждения быть не может. Решение – за собранием жильцов. Автоматическая отправка показаний обеспечит синхронность, которой невозможно добиться при передаче показаний самими жильцами. Эта синхронность позволит чётко определить, какое количество ресурса затрачено на общедомовые нужды. Управляющая компания должна озвучить, во что обойдутся людям установка и обслуживание «умных» приборов учёта, и пусть собрание жильцов решает, нужно ли это их многоквартирному дому и стоит ли игра свеч», – говорит Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города.

Между тем федеральное правительство уже приняло решение за жильцов об установке «умных» внутридомовых счётчиков электроэнергии (пока не ясно, будет ли эта обязаловка распространена на учёт других ресурсов, в том числе на квартирные счётчики воды). «С 1 июля 2020 года потребитель освобождается от обязанности эксплуатировать прибор учёта электроэнергии, информировать кого-либо о выходе прибора из строя. На потребителях останется лишь обязанность своевременно оплачивать электроэнергию и допускать специалистов к установке и обслуживанию счётчиков. С этого же времени на ресурсоснабжающие организации возлагается обязанность устанавливать в домах (в том числе многоквартирных) «умные» счётчики электроэнергии и подключать их к интеллектуальным системам учёта, автоматически передающим данные в энергосбытовые компании. При установке «умного» прибора расходы войдут в состав тарифа», – сообщили нам в пресс-службе Росстандарта.

Критически настроенная пресса приводит высказывания независимых технических специалистов о массе проблем, с которыми должен столкнуться город при эксплуатации новых счётчиков: это и низкая надёжность, и недостаточная помехоустойчивость, и хакерские атаки со стороны заинтересованных лиц (как халявщиков-жильцов, так и мошенников-ресурсоснабженцев). Однако мир с этими проблемами как-то справляется. «Я видела такие счётчики в Будапеште ещё в далёком 2004 году. Россия в данном случае вовсе не изобретает велосипед», – отмечает И. Генцлер.

Председатель думского комитета по ЖКХ Галина Хованская, пользующаяся доверием московских активистов и даже оппозиционеров, также оценивает нововведение положительно: «В Москве, Казани, Нижнем Новгороде уже есть дома с такими приборами учёта – и ни разу ко мне не поступали жалобы на это. Жильцы довольны, ведь теперь они избавлены от необходимости собственноручно передавать показания счётчика через Интернет, по телефону или даже посещая управляющую компанию. Возможность для мошенничества ресурсоснабжающих организаций исключается почти полностью. А если говорить про газосчётчики, то они фиксируют кубометры лишнего газа из погасшей конфорки. В управляющей компании моментально это фиксируют – и подача газа в дом прекращается. Стопроцентная гарантия от взрыва».

В то же время не стоит преподносить «умные» счётчики как панацею от всех проблем. Их поверку планируется возложить на ресурсоснабжающие организации. И лишь в новых домах, где приборы учёта воды размещаются на лестничных клетках, сотрудники служб будут иметь к ним свободный доступ. В остальных случаях работники столкнутся с проблемой допуска в квартиру, о чём уже сообщали «АН».

Учёт так учёт!

РАЗ уж город будет заменять нынешние счётчики новыми, «умными», то пусть они соответствуют своему названию и приносят максимум пользы, считает обратившийся в редакцию активист Геннадий Кудрявцев, кандидат технических наук. Он предлагает сделать так, чтобы домашние счётчики воды фиксировали не только её расход, но и температуру.

От температуры напрямую зависит количество горячей воды, затрачиваемое жильцом. Сперва жилец открывает синий кран (как того требует элементарная техника безопасности, известная каждому с детства), а затем крутит красный кран до тех пор, пока температура струи не станет комфортной. Таким образом, чем теплее горячая вода, тем меньше её нужно. Кудрявцев подсчитал: даже в рамках официально допустимых температур горячей воды (от 60 до 75e_SDgrС) её расход различается на 30%. Немало!

Не нужно думать, что домашний счётчик, способный фиксировать температуру струи в кране, – это какая-то научная фантастика. Приборы с термодатчиком используются в российских регионах, где существуют проблемы с горячей водой – точнее, со скоростью её подачи. До жильцов верхних этажей она доходит сперва холодной: после открытия крана требуется время на то, чтобы струя получила подобающую температуру. Здесь-то гражданам и пригождается этот счётчик – он учитывает расход по-настоящему горячей воды, и соответственно, за халтуру жильцы не платят.

Сейчас, при проведении «реформы счётчиков», самое время высказывать предложения по учёту ресурсов и доводить их до сведения властей.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте