Аргументы Недели → Город М № 7(651) 21 – 27 февраля 13+

Поверка намерений

, 19:46

Заявление главы федерального Росстандарта о том, что поверку домашних счётчиков воды должен осуществлять не житель, а сама ресурсоснабжающая организация, – оказалось воспринято очень по-разному. Одни увидели в этом заботу Минэкономразвития о людях (в кои-то веки!), а другие – желание в очередной раз нагреть руки на гражданах.

ПОДВИЖКИ в Росстандарте вызваны тем, что в парламенте и правительстве готовится законопроект об установке «умных» счётчиков воды, то есть счётчиков с дистанционным снятием показаний. Речь о приборах учёта, которые будут автоматически отправлять данные в ресурсоснабжающую организацию.

Сейчас система работает следующим образом: житель видит показания на домашних счётчиках, сообщает их в управляющую компанию и получает счёт за воду в соответствии с теми объёмами, которые он потратил. Тем, кто пользуется Интернетом, проще (вбил цифры на сайте, и всё), а другие вынуждены дозваниваться, что порой занимает немало времени. Самое сложное для многих жителей – помнить о своевременной передаче показаний. Если ни разу не сообщил их в течение трёх месяцев – сделай за свои деньги поверку счётчика, иначе его показания перестанут учитываться. И будешь платить за воду по нормативам, то есть втридорога.

«Переход на «умные» приборы учёта, которые самостоятельно отправляют данные в управляющую компанию, не только упростит жизнь гражданам, но и, возможно, позволит им сэкономить, – поясняет Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города. – Сейчас большие проблемы с определением объёма ресурсов, которые расходуются на общедомовые нужды и при оплате делятся на всех жильцов. Поскольку люди снимают показания домашних приборов учёта не синхронно, в разное время, то никогда не получается баланса между ними и показаниями общедомовых счётчиков. Нет ясности, какая часть поступившей в дом воды пошла на индивидуальные нужды, а какая – на общедомовые. Соответственно, последняя величина берётся отчасти из головы. «Умные» домашние счётчики должны решить эту проблему».

Всё бы хорошо, но за чьи деньги они будут установлены? Проправительственная пресса утверждает, что не за деньги жильцов, – это якобы следует из логики подписанного в конце прошлого года президентом закона об установке «умных» счётчиков электроэнергии. Но тот закон гласит прямо противоположное. Да, жильца не попросят раскошелиться разом, однако… включат стоимость прибора в тариф.

Кстати, при установке «умных» домашних счётчиков воды мэрия столкнётся с проблемой допуска мастеров в квартиры. В последние годы расплодились мошенники, которые выдают себя за представителей городских служб и навязывают людям приборы учёта взамен «устаревших». У многих жителей, к счастью, возник «иммунитет» по отношению к ним. Соответственно, настоящему представителю службы придётся теперь доказывать, что он «не верблюд».

Но вернёмся к заявлению главы Росстандарта Алексея Абрамова. Итак, поверку индивидуальных приборов учёта воды должен осуществлять не житель, а ресурсоснабжающая организация. Идея подана, разумеется, под соусом борьбы за благо людей. Но будет ли это благом?

«Будет! – уверен москвич Максим В. – Помнить про всякие поверки – целый геморрой! Почему жильцы должны этим заниматься? Мне что, делать больше нечего? Для управляющей компании это вопрос профессиональный – пускай у неё и болит голова. А меня грузить не надо. Достаточно того, что я оплачиваю коммунальные услуги в срок».

Вспоминается песня группы «Каста» о равнодушных гражданах: «Они лучше знают – те, кто заведует. Вот пусть и разбираются, до этого мне дела нет… Не собираться же со всего двора жильцам! Кто лучше разбирается, те пусть и разбираются!.. Я ж не буду туда лезть, там и без меня позаботиться кому есть».

Вообще-то срок поверки домашнего счётчика вовсе не обязательно помнить наизусть – он указан в каждом ЕПД (едином платёжном документе). Также о поверке напоминают коммерческие компании, которые получают сведения в городских службах и названивают жильцам с предложением своих поверочных услуг. Возможность жильца выбирать между компаниями – несомненный плюс нынешнего положения вещей. Если же право делать поверку будет только у ресурсоснабжающей организации и стоимость данной услуги войдёт в тариф, то едва ли эта стоимость окажется ниже среднерыночной.

Кроме того, сможет ли организация поверять саму себя? Вот пример. «В прошлом году мы отсудили у «Московской объединённой энергетической компании», управляемой «Газпромом», 54 миллиона рублей, начисленных за расход ресурсов на общедомовые нужды. А в позапрошлом году – 76 миллионов рублей», – отмечает Валентин Григорьев, председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ, включающего 126 домов.

Для жильцов, не желающих тратить время на поиск компании для поверки счётчика и готовых ради этого переплачивать, предлагаемое Росстандартом нововведение выглядит привлекательно. Вероятно, особенно комфортным оно станет для тех, кто не пользуется Интернетом и, соответственно, не может с его помощью искать компанию с самыми демократичными ценами и проверять её наличие в федеральном списке аккредитованных организаций (чтобы не попасть на мошенников).

Другим гражданам нужно оставить возможность выбора.

Кстати

Наплевательское отношение ряда жильцов к поверке не только лишает денег их самих (в конце концов, охота им переплачивать по нормативу – пусть переплачивают), но и всех жильцов дома. Недостоверность показаний этих неповеренных счётчиков затрудняет расчёты объёмов воды, потраченных на общедомовые нужды. Решит ли эту проблему затеянное Росстандартом нововведение – не ясно, потому что далеко не каждый жилец захочет пустить в свою квартиру мастера для поверки.

Предложение некоторых депутатов – размещать индивидуальные прибора учёта на лестничной клетке – вызвало у жильцов вопросы: разве это возможно? Поясняем: речь идёт исключительно о новых домах, которые возводятся в соответствии со строительными нормами, недавно утверждёнными Госдумой. В этих зданиях также размещаются вентили на трубах отопления, позволяющие регулировать температуру в квартире и, соответственно, стоимость отопительных услуг.

Сергей РЯЗАНОВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram