> Трамвай без водителя - Аргументы Недели

//Город М 13+

Трамвай без водителя

№  () от 13 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]

Фото АГН «Москва» / К. Зыков

В прошлом году во время Урбанистического форума в Москве мэр столицы Сергей Собянин принял решение о запуске программ по развитию беспилотного общественного транспорта. От слов к делу перешли весьма быстро. Так, уже начались испытания беспилотного трамвая на маршруте №17 «Останкино – Медведково».

К СОЖАЛЕНИЮ, простым смертным в усовершенствованный транспорт будет не попасть. В трамвае находится только вагоновожатый, который в случае каких-либо проблем сможет взять управление на себя. На первых порах от «Витязя-М» (именно эту модель снабдили искусственным интеллектом) ждать каких-то невероятных вещей и суперспособностей не стоит. Вся «беспилотность» заключается только в том, что трамвай самостоятельно принимает решение затормозить, если вдруг на путях видит какое-либо препятствие. Кроме того, беспилотник самостоятельно может контролировать скорость движения. Первое нужно для повышения безопасности транспорта, а второе – для того чтобы движение общественного транспорта было строго по графику, плюс дополнительная страховка от аварий. Например, если водитель решит ускориться на опасном участке или в плохих погодных условиях, то система сама скорректирует скорость. Впрочем, такие «поддерживающие» функции для водителя – это только начальный этап по введению беспилотного общественного транспорта.

Первые испытания беспилотного «Витязя-М» начались ещё несколько месяцев назад. Сначала его тестировали непосредственно на заводе, а затем испытали в депо им. Баумана. Тогда трамвай легко различал коробки на путях, которые имитировали препятствия, и тормозил перед ними. Теперь пришло время полевых испытаний.

За распознавание дорожной обстановки отвечает сразу несколько десятков датчиков. Среди них как камеры, так и специальные радары, которые расположены по периметру всего корпуса. Именно они станут сообщать системе о светофорах, машинах, пешеходах, стрелках, препятствиях.

Для чего вообще нужны такие вспомогательные системы? Банально чтобы исключить человеческий фактор, который является самой частой первопричиной ДТП. Например, водитель может отвлечься или просто не успеть среагировать, а беспилотная система торможения сможет сработать, и на этот процесс никак не повлияют ни погодные условия, ни время суток, ни условный ослепляющий свет фар встречного потока.

 

Не только трамвай

Подобные системы пробуются и в метро. Более того, у новых поездов «Москва» уже есть встроенные элементы для беспилотного вождения. Остаётся только обкатать систему и устранить все недочёты, которые возникают при эксплуатации автоматических систем. По словам заммэра по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, сейчас активно изучается международный опыт. Плюс ведётся поиск технологических решений. Однако чиновники на совершенно разных уровнях неоднократно заявляли, что первый транспорт без водителя может поехать в 2020–2022 годах. Впрочем, для того же метро планы несколько сдвинулись. В конце прошлого года появилась информация, что беспилотное движение в подземке появится в течение пяти лет.

Вообще именно на рельсовом транспорте проще всего испытать и внедрить беспилотные технологии. Главная причина в том, что их пути отгорожены от остального движения, что не даёт им пересекаться с другими транспортными потоками. Неудивительно, что для тестов был выбран именно маршрут №17. Он лишь в нескольких местах пересекает перекрёстки.

В связи с этим фактором в 2019 году также будут испытаны беспилотные технологии на МЦК, а впоследствии – на МЦД и на пригородном сообщении. Предполагается, что введение беспилотного управления помимо повышения безопасности движения сможет сократить интервалы движения поездов. А вот про беспилотные автобусы и троллейбусы в Москве пока не слышно. Очевидно, что для них нужна более совершенная система автопилота.

 

 

А поговорить?

Но в мире высоких технологий не забывают и про автомобили, и как частный случай – про беспилотные такси. «Яндекс» уже не первый год работает над своим авто, а на недавней выставке в США их беспилотник вызвал неподдельный интерес. Вероятно в связи с этим рабочая группа Национальной технологической инициативы «Автонет» разрабатывает специальное приложение для вызова как раз беспилотных такси. Проект получил рабочее название «Виртуальный автособеседник». Нетрудно догадаться, его суть заключается в том, что «виртуальный водитель» будет общаться с пассажиром. По информации НТИ, общение с таксистом важно каждому пятому клиенту, кому футбол, кому политика, кому просто пофилософствовать за жизнь. Что любопытно, «виртуальный водитель» сможет запоминать интересы пассажира и в следующих поездках сможет продолжить разговор.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте