Москва беспилотная
№ () от 23 января 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]
Ещё недавно беспилотные автомобили на дорогах выглядели чем-то далёким и несбыточным. Максимум – их можно было представить в каких-нибудь технологично развитых городах и странах, где не жалеют денег на передовые разработки. Однако совсем недавно появилась первая заявка на тестирование беспилотных автомобилей в Москве и Татарстане. Предполагается, что уже весной водителям и пешеходам придётся столкнуться с новым видом транспорта.
НАПОМНИМ, что 26 ноября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое чисто технически разрешало тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования уже с 1 декабря 2018 года. Но, прежде чем выпускать этот вид транспорта на улицы города, компания-производитель должна пройти лабораторную техническую проверку во ФГУП «НАМИ». И только после положительного заключения беспилотник сможет курсировать по Москве. Предполагается, что само тестирование и сертификация транспорта пройдут в течение 3–4 месяцев, так что в деле на него удастся посмотреть не раньше весны.
Также сегодня проходят испытания беспилотного «Яндекс.Такси» в Иннополисе и Сколково. На их улицах тоже есть пешеходные переходы, светофоры, «лежачие полицейские», трафик, но движение там всё же не настолько интенсивное и сложное, как в Москве или Казани. Поэтому очевидно, что для того, чтобы внести какие-то корректировки в программный алгоритм, а если потребуется, то и в Правила дорожного движения, плюс выработать единый технический регламент, – опытные образцы беспилотных авто нужно запускать в город. В конце концов, одна история, когда искусственный интеллект едет со скоростью 40 км/ч по Сколково, и совсем другая, когда ему нужно выезжать на ТТК или МКАД, стоять в пробке или искать свободную парковку.
Не стоит бояться, что беспилотник во время теста вдруг возомнит себя «Скайнетом» и начнёт охоту за другими машинами и пешеходами – внутри во время испытаний будет находиться оператор, который будет отслеживать все действия авто и, если что-то пойдёт не так, возьмёт управление на себя. Но тем не менее лучше не рисковать и не создавать специально сложную ситуацию для искусственного интеллекта – не перебегать перед ним дорогу, не играть в игру «угадай манёвр», не включая поворотник, и прочее. С этим и обычный интеллект может не справиться.
Отличить беспилотники от авто с водителем за рулём на дороге можно будет по специальному значку с литерой «А». Им оснастят весь транспорт с автономным управлением. Так что, завидев такой, технофобы могут быстренько попрятаться.
И грузовики тоже
К слову, не только в городе, но и на магистралях должны начаться испытания беспилотного транспорта. Так, уже в этом году на трассе М11 Москва – Санкт-Петербург появится транспорт будущего. Этими испытаниями заинтересовались такие компании, как Scania, Volvo, ГАЗ, а также АвтоВАЗ, КамАЗ и Volkswagen. Также в скором времени возможно начало тестирования беспилотных караванов для грузоперевозок.
Впрочем, беспилотники могут заниматься не только перевозкой пассажиров и грузов. Другие сферы им тоже подвластны. Так, например, в Рязанской области проходят испытания снегоуборочные мини-тракторы. Работать вместо дворников они будут по ночам, рядом для безопасности будут установлены соответствующие таблички, а за работой техники всё равно будет наблюдать оператор. Такой беспилотник разработала рязанская компания Avrora Robotics, и если испытания их агрегата будут признаны успешными, а вдобавок ещё и примут соответствующее законодательство, то уже в 2020 г. автоматизированная и беспилотная техника для очистки трасс сможет выйти на дороги общего пользования. Причём не только в Рязанской области, но и в Москве.
Умной машине – умную дорогу
Существуют разные оценки, когда беспилотники войдут в нашу жизнь и станут такой же обыденностью, как те же смартфоны. Оптимисты говорят, что это может случиться после 2020 года. Например, эксперимент в Москве и Татарстане будет действовать до 1 марта 2022-го. Более скептически настроенные считают, что не стоит торопиться с выводами и массовое применение полностью автономных аппаратов возможно после 2030 года. Так в чём же проблема?
Уже сегодня автомобили умеют различать дорожные знаки, ездить в темноте и выполнять различной сложности манёвры. Но для полноценного и безопасного использования необходимо не только иметь искусственный интеллект в беспилотнике, но и соответствующую ему дорожную инфраструктуру.
Так, в одном из своих интервью замруководителя Центра компетенций МАДИ по интеллектуальным транспортным системам Андрей Воробьёв отмечал, что для повышения безопасности должна существовать так называемая цифровая дорога. То есть это будет некий сторонний искусственный интеллект, который сыграет роль оператора для беспилотников, дабы рулить транспортными потоками, выбирая наиболее оптимальные варианты. А не, условно, отправлять всех по кратчайшему маршруту в навигаторе без понимания, чем это всё закончится и каковы на этом пути погодные условия. Для всего этого необходимы будут метеостанции, датчики и т.д.
Второй немаловажный момент – кибербезопасность. Если техникой можно управлять дистанционно, она имеет подключение через Интернет, то, следовательно, будут и какие-либо уязвимости. В конце концов, как только появились «умные» телевизоры, их тут же без особых проблем взломали.
Так что пока все эти проблемы решаются, может пройти ещё не одна пятилетка. Однако сама технология уже есть – в ней заинтересован не только бизнес, но и власти – осталось только дотерпеть. Использование беспилотников сможет уменьшить аварийность на дорогах и ДТП со смертельными исходами. Ведь чаще всего причиной аварии становится именно «человеческий фактор».