Купаться нельзя воздержаться
№ () от 23 января 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]
Крещенские купания в Москве прошли на славу. По данным столичного департамента безопасности, в ледяную воду окунулись 460 тыс. человек – вдвое больше, чем год назад. Однако обнародованная статистика кажется неполной: в ней отсутствуют сведения о количестве обратившихся за медицинской помощью. Эта информация не включается в пресс-релизы с позапрошлого года.
ЕСЛИ исходить из статистики до 2016 г. включительно, покуда официально озвучивались эти цифры, то картина стабильна: медпомощь ежегодно получали 10–15 человек, 3–5 из которых госпитализировались. С 2016 г. количество купающихся выросло в три с половиной раза, но умозрительно увеличить в те же три с половиной раза число людей, обратившихся к медикам, было бы поспешно.
Как полагает сотрудник московского департамента безопасности Мария Уралова, ведомство не фиксирует этот показатель вовсе не потому, что существуют некие идеологические мотивы умолчания («духовные скрепы» и тому подобное), а просто потому, что фиксировать нечего. «Уровень организации купаний очень вырос, в том числе и уровень безопасности, – говорит чиновник. – Теперь на местах работают дружинники, которые не допускают к проруби пьяных (а пострадать в первую очередь могут именно они, поскольку не чувствуют холода и купаются сверх меры). Других ограничений для взрослых нет, да они и не нужны, потому что пожилые люди и люди с недомоганиями обычно имеют голову на плечах и не вредят себе. Если они опять-таки трезвые».
Руководитель клуба трезвенников «Русские выбирают спорт» Александр Медведь тоже считает, что проблемы возникают из-за алкоголя. «Мы постоянно устраиваем купания в проруби, у нас часто появляются новички, в том числе немолодые, и ни разу никому не стало дурно, – говорит Александр. – Другое дело, что крещенские купания в Москве предполагают 15-минутное стояние голышом в очереди, и нас это совершенно не привлекает. Когда мы купаемся, то обходимся без очередей и ставим бани – большие палатки с парой печек-буржуек, где температура доходит до 70–80 градусов. Погрелся, окунулся, снова погрелся. Кстати, те люди, кто окунается регулярно, а не только на Крещение, – оказываются ограничены в возможностях. Например, в эту субботу в Измайловском лесу на Красном пруду из-за Крещения дежурили сотрудники МЧС. В шесть часов вечера они удалились, заколотив подход к пруду досками. Ответственность, понимаете ли! Впрочем, ребята, которые купаются там каждую субботу, без лишних раздумий разобрали это новоявленное заграждение».
В свою очередь, терапевт Александр Карабиненко, профессор Российского медицинского университета им. Пирогова, настроен более осторожно, как и подобает медику. «Что нового я могу сказать? Купание в ледяной воде небезопасно для здоровья, – в который раз говорит профессор. – Нужно думать головой. Нельзя купаться, если есть признаки простудных заболеваний. Если недавно перенёс пневмонию. Если есть заболевания сердца, почек. Проблема в том, что о наличии у себя некоторых заболеваний человек может и не подозревать. Скажем, когда последний раз вы делали ЭКГ? Вот именно, давно. А ведь с сердечно-сосудистой системой шутки плохи. Контрастная смена температуры окружающей среды может вызвать спазм сосудов, боли в сердце, холодовую стенокардию, а там и до инфаркта недалеко. Хорошо бы сначала обследоваться – и только потом лезть в прорубь, если всё в порядке. Ну а эти стояния голыми в очередях… Даже комментировать не хочу».
Если кто-то воспринимает такие рассуждения как антицерковные, то очень напрасно. Епископ РПЦ Евтихий (Курочкин), викарий патриарха Кирилла, и вовсе выступает против крещенских купаний. Во-первых, считает епископ, беспричинный риск для здоровья христианством порицается – неслучайно в Евангелии Иисус отверг призыв дьявола прыгнуть с крыши и тем самым доказать свою веру и свою божественную природу. Пребывая в уверенности, что крещенская вода не может причинить вреда, человек игнорирует законы физики, то есть рассчитывает на чудо, а об этом Христос высказался недвусмысленно: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему».
Во-вторых, продолжает епископ, купания отнюдь не являются традицией церкви. Например, в «Настольной книге для священно-церковнослужителей» дореволюционного писателя С.В. Булгакова, преподавателя Харьковской духовной семинарии, сказано: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Многие купаются, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов».
С епископом трудно поспорить. Однако можно приветствовать возросшую моду на крещенские купания как проявление русской национальной идентичности подобно георгиевским ленточкам в майские дни. Главное для государства и для СМИ – не превращать это в псевдорелигиозную обязаловку и не вызывать чувство неполноценности у тех, кто не купается. В конце концов, Иисус Христос крестился не в России, а в Израиле. Там январские дни потеплее.