Профессия: скандалист
№ () от 16 января 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]
Каковы средства для борьбы потребителей за свои права? Жалобная книга, суд, обращение в СМИ… Но самое излюбленное – скандал. Сегодня, в эпоху Интернета, заменяющего собой СМИ, скандал приобрёл особое измерение.
ВОЗМОЖНОСТЬ видеоблогинга, то есть размещения собственных видеозаписей в открытом доступе на YouTube, разными людьми используется по-разному. Один записывает песни, другой делится кухонными рецептами, а третий способствует возникновению конфликтных ситуаций и запечатлевает их на камеру. Учитывая популярность 15-летнего реалити-шоу на российском ТВ, основанную на скандалах, нетрудно догадаться, что конфликт пользуется спросом у многих зрителей.
Чем больше подписчиков и просмотров у блогера, тем дороже у него реклама и, соответственно, выше его доход. Кто-то ругается с водителем, припарковавшим машину в неположенном месте, кто-то учит жизни граждан, распивающих на улице алкоголь, кто-то требует, чтобы сотрудник ГИБДД назвал причину остановки и проверки документов. А кто-то качает права в магазине и в результате подвергается силовому воздействию со стороны охраны.
Движение «Просрочка-патруль», как следует из названия, ведёт борьбу с торговлей просроченными продуктами в сетях супермаркетов. Активисты бродят по магазинам, выискивают товары с истёкшим сроком годности, оплачивают их на кассе и вызывают полицию. Популярностью пользуются те сюжеты, в которых охранники или даже простые продавцы, поняв мотивы активистов, начинают препятствовать им – отбирать продукты или камеру, толкаться и так далее. В таком случае блогеры призывают зрителей распространять данное видео, а также писать валом обращения в полицию с требованием привлечь этих ретивых оппонентов к ответственности.
«Мы делаем всё это ради покупателей. Некоторые из них порой забывают посмотреть срок годности товара, особенно если речь идёт о пожилых людях, – говорит координатор движения Антон Быкадоров. – Просроченный продукт – это не шутка, можно серьёзно отравиться. Сильнее всего возмущает «просрочка» детского питания. Просто слов нет!» При этом коммерческую мотивацию блогер отрицает. «Ради ста рублей в месяц никто бы не стал этим заниматься, – говорит он. – Я студент, и мне несложно найти время на рейд. Собственно говоря, наше движение – студенческое».
Другое движение – с простым названием «Движение» – состоит из людей зрелых. Оно добилось впечатляющих успехов в защите прав московских автомобилистов. Если раньше активистам приходилось писать в полицию заявления, сопровождая их видеозаписью с фиксацией той или иной несправедливости, то теперь сотрудники столичной ГИБДД сами отслеживают этот канал на YouTube – и оперативно исправляют ситуацию.
Вопросы вызывают другие видеоролики «Движения»: активисты целенаправленно идут на конфликт с сотрудниками частных охранных предприятий в магазинах и торговых центрах. Как нетрудно догадаться, конфликтовать начинают не блогеры, а охранники. Чаще всего это вызвано тем (и только тем), что блогеры ведут видеосъёмку. Что именно они снимают – не имеет значения ни для охраны, ни для самих активистов. Для тех и других важно лишь то, что правилами магазина съёмка запрещена.
«Законодательство России разрешает съёмку в общественном месте, и администрация магазина не имеет права запрещать её, – настаивает главный активист «Движения» Андрей Орёл, в обычной жизни кинопродюсер. – К нам поступает информация о том, как охрана какого-нибудь торгового центра схватила и удерживала человека, часто подростка, за то, что он достал смартфон и начал что-то снимать. Тогда мы приходим в этот торговый центр и ведём съёмку, чтобы научить охрану правильному поведению. Я не хочу, чтобы мои дети боялись достать смартфон в общественном месте. Кстати, в 70% случаев полиция (её вызываем мы или охранники) разъясняет, что съёмка разрешена».
Андрей Орёл соглашается, что все эти искусственные ситуации могут отвлечь полицейских от более серьёзных вызовов (пока они разнимают потасовку блогеров и охранников магазина, в другом месте может разгореться серьёзная драка вплоть до убийства). «Да, такая проблема есть, но это вопрос не к нам, а к тем, кто не разъяснил охранникам их полномочия, – говорит активист. – Большинство из них даже не читали закон о частной охранной деятельности. Они не имеют права требовать, чтобы вы при входе в магазин или при выходе из магазина показали им содержимое своей сумки, не имеют права прикасаться к вам. Максимум, что позволяет им закон, – это преградить вам путь своим тельцем. А вы, в свою очередь, имеете право их обойти».
Съёмка в общественном месте действительно разрешена. И порой помогает в отстаивании прав. Например, если в супермаркете продаётся товар со скидкой, то с большой вероятностью на кассе выяснится, что скидка не действует, и, если покупатель это заметит, продавцы тут же изымут ценник с витрины. Тогда объектив на смартфоне в руках покупателя станет для них веской причиной соблюсти закон и продать товар в соответствии с ценником.
Вот только зачем выкладывать эту видеозапись в Интернет? Чтобы повысить общественное правосознание? Или всё-таки чтобы пошуметь?