> Скупой платит жизнью - Аргументы Недели

//Город М 13+

Скупой платит жизнью

№  () от 26 декабря 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Фото АГН «Москва» / Мобильный репортер

В Госдуме готовят ко второму чтению законопроект о такси. На кону ни много ни мало – безопасность дорожного движения. Иными словами, человеческие жизни.

Наши люди такси не водят

Интернет-сервисы, которые позволяют клиенту вызвать такси, находящееся неподалёку, называются агрегаторами или посредниками. Они не только сократили время ожидания машины до нескольких минут, но и в полтора-два раза уменьшили для пассажира стоимость проезда. Казалось бы, одни плюсы! Ан нет.

Снижение стоимости происходит главным образом из-за того, что агрегаторы-посредники навязали таксистам свои условия. За их, таксистов, счёт. Чем дешевле проезд на такси, тем чаще ими пользуются – и, соответственно, тем выше доход агрегатора. Поэтому цена проезда определяется не таксометром, а назначается посредником в момент получения заказа. Отвергнуть эти условия таксист не может, поскольку даже на собственном автомобиле зарабатывать самостоятельно – без агрегаторов – сегодня уже нереально. Ситуацию пытаются представить так, будто жадные таксисты хотят жировать за счёт пассажиров, а благородные посредники, этакие супергерои, пришли пассажирам на помощь. Однако всё не так просто.

«Кто готов работать задёшево? В первую очередь мигранты, – говорит самый знаменитый таксист России Евгений Микулин, ведущий блога #Такси_хайп на YouTube. – Вызови такси десять раз – и с огромной вероятностью все десять раз приедут таксисты-среднеазиаты. Я плотно общался с разными таксопарками и знаю, как ведутся дела. Зачастую в таксопарк устраиваются по два похожих друг на друга среднеазиата-родственника с одними водительскими правами на двоих. И фактически живут в этом автомобиле. Они не прекращают работу: один водитель устал и пошёл спать… даже не в съёмную квартиру, а за столом в «Макдоналдсе»… и его сменяет за рулём второй водитель. Они не высыпаются, устают. Добавьте к этому их самочувствию марихуану, насвай и невесть что ещё. О какой-либо социальной ответственности говорить не приходится. Как правило, даже те из них, кто имеет водительские права, не имеют опыта вождения в мегаполисе, потому что приехали не из столиц своих стран, а из деревень. За рулём хорошего автомобиля из таксопарка у них подскакивает самооценка, и они начинают гонять. Результат – непропорционально высокое количество ДТП с участием водителей-мигрантов. Когда я встречаю сообщения об авариях, связанных с агрегаторами, то, как правило, фамилия таксиста неславянская. Скажу даже так: не помню, чтобы она хоть раз была славянской».

В свою очередь, агрегаторы жалуются на то, что девять из десяти россиян, устраивающихся таксистами, никуда не годятся. Часто это либо алкоголики, либо наркоманы, либо преступники, либо всё сразу. В лучшем случае они не выходят на работу, а в худшем – продают автомобили таксопарков «налево» и уезжают с кушем «к бабушке в деревню». «А кто в этом виноват? Сами же агрегаторы и виноваты! – поясняет Микулин. – Из-за того что агрегаторы навязали низкие цены на проезд, нормальные россияне в основном ушли из этой сферы – им семьи кормить надо. Введите оплату проезда по таксометру – тогда они вернутся».

 

Лоббисты против депутатов

В Госдуме обсуждается возможность запрета на работу таксистом для иностранцев. Однако в нынешнем тексте законопроекта о такси, принятом в первом чтении, эта мера не прописана. Найдётся немало москвичей с либеральным мышлением, которые скажут: «Не нужно решать за меня, рисковать мне своей жизнью или нет! Оставьте мне возможность выбора! Пусть меня возят мигранты!» Хотелось бы возразить им: неквалифицированный водитель представляет угрозу не только для собственного клиента, но и для всех участников движения. Кстати, возможности выбора сейчас как раз нет – клиент не знает, из чего выбирает. Соавтор законопроекта депутат Госдумы Вячеслав Лысаков говорит: «Не уверен, что нужен запрет для лиц без российского гражданства. Может быть, мы обяжем агрегаторов указывать эту информацию (является ли водитель гражданином России) при заказе машины клиентом».

В законопроекте, подчёркивает депутат Лысаков, уже содержатся ограничения. Документ должен ввести именное разрешение на работу таксистом: допускаться к ней будут те, чей водительский стаж достиг, как минимум, трёх лет. Техническое состояние автомобиля должно будет проверяться ежедневно. Вводятся штрафы для агрегаторов за сотрудничество с нелегальными мигрантами: за первое нарушение – 300 тыс., за второе – 500 тыс. рублей.

Все эти меры представляются сомнительными. Во-первых, легальный статус мигранта никак не решает проблем, связанных с шофёрами-иностранцами. Во-вторых, хоть трёхлетний, хоть двадцатитрёхлетний водительский стаж означает лишь давность вручения прав на вождение и никоим образом не характеризует опытность шофёра, который с тех пор, возможно, ни разу не побывал за рулём.

«Что касается ежедневной проверки технического состояния автомобиля, то с организационной точки зрения это попросту невозможно, да и не нужно, на Западе этого нет, – комментирует блогер-таксист Е. Микулин. – Необходимы две меры: запрет (или серьёзные ограничения) для мигрантов и введение оплаты проезда по таксометру. В противном случае квалификация водителей и, соответственно, безопасность пассажиров будут по-прежнему оставлять желать лучшего. Поглядим, какая судьба ждёт законопроект. Лоббисты-агрегаторы без боя не сдадутся».

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте