Аргументы Недели Город М № 50 (643) от 20.12.2018 13+

С воды на сушу и обратно

, 20:52

С воды на сушу и обратно
Автобус-амфибия в Будапеште. Фото pxhere.com

Москва при Сергее Собянине неуклонно следует общемировым трендам. Экологически чистый транспорт, переосмысление городского пространства в пользу пешеходов, развитие системы общественного транспорта, а теперь и туризм – всё как в лучших домах Европы. Не так давно у столичных чиновников родилась ещё одна прогрессивная идея. Власти собираются запустить в столице автобусы-амфибии. И дело не в том, что ливневая канализация не справляется с потопами. 

Маршрутки на воде

Предполагается, что первые автобусы-амфибии появятся в Москве уже в 2020 году. Согласно проекту бюджета города на 2019 год, на покупку такого экзотического транспорта собираются выделить 350 млн рублей плюс ещё по 50 млн деревянных в год придётся тратить на их содержание. По суше такой автобус передвигается, используя обычный дизельный двигатель, а по воде – за счёт электромотора и герметичного плоского скошенного дна, как у обычных лодок. Корпус таких машин выполняется из алюминия и держится на воде с помощью пневморессор подвески, которые заполнены воздухом.

Безусловно, автобус-амфибия – это история про новый аттракцион для туристов, а не про полноценный вид общественного транспорта. Точно так же амфобусы используют и в других городах мира. Например, в Амстердаме есть так называемый «Плавучий голландец», который позволяет осмотреть достопримечательности города, перемещаясь по каналам. Автобус рассчитан на 50 пассажирских мест. Также на автобусе-амфибии можно покататься в Будапеште – стоимость билета несколько лет назад составляла около 30 евро. Такую же прогулку можно себе устроить в Стокгольме, Сан-Франциско и многих других городах.

Пока в планах столичных властей закупить 5 таких машин. Однако поставщик ещё не выбран. Власти рассчитывают, что к делу подключатся российские производители, но верится в это с трудом. Маловероятно, что кто-то будет всерьёз рисковать и тратить деньги на разработку несерийной модели. Тем более такую спецтехнику не выпускают ни на одном крупном автозаводе – этим занимаются более мелкие частные предприятия, которые обычно берут шасси известной марки и затем на этой базе создают амфибию.

За рубежом такие производители есть. Например, производством амфобусов занимаются в США и на Мальте. А ещё год назад в прессу просачивалась информация, что продукцией одной чешской компании интересовались сразу несколько стран, среди которых была и Россия. Что примечательно, производитель тогда заявлял, что они готовы поставлять лишь 5 амфибий в год. Правда, внешне они больше напоминают маршрутки, чем большие автобусы.

 

Куда плывём?

Амфобусов в Москве ещё нет, однако предварительный маршрут их движения уже разработан в ГБУ «Мостранспроект». Согласно предварительным планам, путь автобусов-амфибий начнётся в районе станции метро «Воробьёвы горы», а закончится рядом с Новоспасским мостом. Так что туристы смогут посмотреть на главные достопримечательности центра города – МГУ, парк Горького, храм Христа Спасителя, Кремль и т.д. Общая длина маршрута должна составить 25 километров. Впрочем, для того чтобы воплотить эти планы в реальность, необходимо будет ещё обустроить специальные зоны, где амфобусы смогут нырять с суши на воду и выбираться обратно, – это и создание подъезда к реке, и работы по укреплению берега. Так что это вновь расходы городского бюджета.

Поэтому многие логично вопрошают: а почему этим должен заниматься город? Во всех остальных странах инициатива исходила от частных компаний, а здесь же городские власти хотят взять всё бремя на себя. Понятно, что деньги у Москвы на это есть, но не превратится ли автобус-амфибия в нечто схожее с монорельсом? Есть инфраструктура, есть небольшой спрос, но по факту прибыль не стоит вложенных средств.

Тем более использование нового вида транспорта внесёт дополнительную нагрузку и опасность для речного движения – этот же самый маршрут успешно эксплуатируют трамвайчики, а появление нового вида транспорта – это рост риска аварий. Пока непонятно, как они будут делить пути и не станут ли волны от теплоходов помехой для автобусов-амфибий.

Кроме того, одно дело – смотреть на округу с высоты палубы и совсем другое – из окна автобуса, которое не так уж высоко над уровнем воды, особенно с учётом того, что набережные в Москве всё-таки довольно высокие. Изучать прибитый мусор и наросшие водоросли занимательно, но явно туристы приезжают в Москву не за этим. Поэтому ещё один вопрос: будет ли вообще пользоваться спросом амфобус на такой широкой водной глади? Плюс к этому не стоит забывать, что автобус-амфибия – это не полноценный водный транспорт и двигаться с той же скоростью, что и речные трамваи, он не в состоянии – что тоже будет влиять на привлекательность экскурсий.

С другой стороны, амфобус всё же позволяет сэкономить деньги – соединить экскурсию на обычном автобусе и поездку на теплоходе в одно целое. Да и опыт других стран показывает, что желающих покататься на таком аттракционе много. В том же Будапеште бывалые туристы рекомендуют занимать очередь за билетами заранее.

 

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

В мире

Украинский журналист Скачко назвал «полным провалом» Зеленского ситуацию с «Северным потоком — 2»

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью