> Счётчик подлости - Аргументы Недели

//Город М 13+

Счётчик подлости

№  () от 12 декабря 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Рязанов ]

Как проще всего мошеннику втереться в доверие к жертве? Выдать себя за того, кто должен о нас заботиться. То есть за представителя государства.

Отрицательный опыт

– Алло, – ответил по городскому телефону москвич-пенсионер Андрей Владимирович Р.

– Здравствуйте! Это квартира 166? – спросила женщина в привычном всем нам бюрократическом тоне.

– Здравствуйте, верно, – подтвердил пенсионер.

– Андрей Владимирович?

– Да, это я.

– Единый расчётный центр, оператор Попова. Производится плановая замена водосчётчиков. Через полчаса готовы мастера принять?

Будучи информированным гражданином, Андрей Владимирович сразу же заподозрил неладное.

– Какая ещё плановая замена? Впервые слышу, – удивился он. – Я сделал поверку счётчика горячей воды год назад, а счётчика холодной воды – два месяца назад.

– Указом Собянина поверка отменена, назначена замена, устанавливаем счётчики на десять лет. Коммерческие фирмы больше не занимаются счётчиками – только городские службы.

Андрей Владимирович – человек социалистической закалки, и эти слова о коммерческих фирмах его обрадовали. Однако сомнения оставались.

– А где об этом можно прочесть? – спросил он.

– Думаете, вы первый у меня такой умный?!

– Я попросил бы вас сменить тон… – попробовал было пенсионер остудить пыл собеседницы.

– Хорошо, переводим вас на расчёт по нормативам – будете платить втридорога! В слезах ко мне потом на Островитянова не приходите! – крикнула женщина и бросила трубку.

Упоминание улицы Островитянова, где расположен офис управляющей компании, которая обслуживает дом Андрея Владимировича, убедило его. Пенсионер набрал номер, высвеченный на дисплее телефонного аппарата с определителем, и сказал, что готов принять мастера. Тот явился очень скоро, осуществил замену счётчиков и взял с пенсионера 7 тысяч рублей.

После ухода мастера у Андрея Владимировича вновь возникли сомнения. Он стал наводить справки… и оказалось, что каждое слово женщины было ложью – и про указ мэра, и про плановую замену счётчиков, и про отмену поверки, и про отстранение коммерческих фирм.

«Отрицательный опыт – тоже опыт, – бодрится пенсионер. – Мне в моём возрасте переживать вредно. 7 тысяч они у меня отняли, но здоровье не отнимут. Одно радует: больше я на этот развод не поведусь. Когда на днях я достал из почтового ящика бумажку от какого-то «расчётного центра» (даже с печатью и ИНН для убедительности), то сразу понял, что это обман.Обошёл подъезд, всех предупредил, благо времени на пенсии у меня много. Но вообще, конечно, хотелось бы, чтоб мэрия активнее информировала об этой опасности через СМИ, а управляющие компании пусть развесят в подъездах предостерегающие объявления и не снимают их. Умеют же они развешивать объявления о задолженностях жильцов, например».

 

Не обманись!

Приходится отдать должное этим преступникам – они великолепно подготовлены к афере.

Во-первых, они осведомлены: знают, какой квартире соответствует номер телефона и кто её собственник, если, конечно, сведения не устарели. Очевидно, мошенников этими сведениями снабжают недобросовестные сотрудники городских служб, как минимум нарушая закон о персональных данных, а как максимум – соучаствуя.

Во-вторых, мошенники подготовлены психологически. Часто они ведут себя не как коммерческие интересанты, идеально воспроизводя расхожий типаж советского хама-бюрократа. «Не станет же мне хамить человек, который хочет получить с меня деньги. Стало быть, это действительно чиновник, ему глубоко наплевать на то, какие у меня счётчики, он звонит мне просто для галочки, потому и грубит», – решает жертва… и попадается на удочку.

Гражданам нужно чётко усвоить: городские службы и их подрядчики не предлагают платных услуг по телефону, или по почте, или звоня в дверь.За кого бы ни выдавали себя мошенники (за выдуманный расчётный центр или за реальную управляющую компанию), разговоры о том, что гражданин обязан воспользоваться их (именно их) платной услугой, – обман. При малейших сомнениях стоит обращаться в справочную мэрии по телефону 8 (495) 777‑77‑77 и уточнять информацию.

«Нам, а также нашим коллегам в других районах Москвы удалось задержать уже несколько таких шаек, – говорит участковый полицейский Пётр В. – Бдительные граждане делают вид, что повелись на обман, и соглашаются на визиты мастеров, тут же вызывая полицию. Мастеров встречает в квартирах граждан полицейская засада, и они выводят следствие на остальных членов шайки. Призывать жильцов к такому содействию я не могу – всё-таки речь идёт о противостоянии криминалитету. Главное – не попадайтесь на их уловки и говорите им, что СМИ сообщают о поимках подобных преступников».

 

О поверке

Что обязан делать жилец применительно к водосчётчикам (обязан в том случае, если хочет, чтобы при начислении платы за воду учитывались их показания), так это вовремя делать поверку. Дата следующей поверки указана в едином платёжном документе, сверху. Эта информация – опять-таки вопреки закону – утекает из городских служб в коммерческие фирмы, которые начинают названивать жильцу незадолго до этой даты и предлагать свои поверочные услуги. Как правило, по завышенным ценам. Необязательно соглашаться на их условия. Выбрать фирму можно самостоятельно, следуя инструкции в соответствующем разделе сайта мэра Москвы mos.ru или советуясь с управляющей компанией.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте