Аргументы Недели → Город М № 48 (641) от 6.12.2018 13+

Оперный зоопарк, Бал и шекспировский тиран

, 19:56 , журналист, обозреватель, продюсер

Декабрь в театральном сообществе, как правило, не радует новыми событиями, так как впереди новогодний марафон ёлок и забав. Но эти три главные и знаковые премьеры пропустить нельзя. Смотреть обязательно!

Новая жизнь Россини

Самую ожидаемую премьеру нынешнего сезона «Путешествие в Реймс» с 12 по 16 декабря на Исторической сцене представит Большой театр. Эту оперу великий итальянец Джоаккино Россини написал в 1825 году по случаю коронации Карла Х, последнего из Бурбонов. После нескольких представлений, в которых были задействованы лучшие европейские голоса, началась почти детективная история забвения оперы. Россини то ли случайно её потерял, то ли специально спрятал. Лишь позже в рукописных отделах разных европейских библиотек обнаружились некоторые партии, и оперу смогли восстановить. В 1984 году на фестивале в родном городе Россини Пезаро великий Клаудио Аббадо триумфально вернул «Путешествие в Реймс». И слава россиниевского шедевра подтвердилась. И это несмотря на то, что комическая одноактная опера оказалась «настоящим оперным зоопарком» (по мнению итальянского дирижёра), так как требует виртуозных исполнителей для восьми сольных партий, 14-голосый ансамбль.

В основе либретто роман мадам де Сталь «Коринна, или Италия», написанный в 1807 году. Действие происходит в гостинице «Золотая Лилия», где вынужденно встречаются европейские аристократы, приглашённые на коронацию, но по разным причинам не попадающие на это главное светское событие. Переживания этих персон, а это представители Германии, Италии, Польши, России, Испании, Англии, и стали драматургической основой оперы. И в современных реалиях ХХI века эти переживания-арии звучат не просто актуально, а в новых контексте и подтексте. Дирижёром-постановщиком нынешнего спектакля выступил главный дирижёр и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, режиссёр-постановщик – титулованный итальянец Дамиано Микьелетто. В спектакле примут участие блистательная Альбина Шагимуратова (графиня де Фольвиль), тенор Рузиль Гатин (граф Либенскоф), сопрано Альбина Латипова (Коринна) и две меццо-сопрано Екатерина Воронцова и Юлия Мазурова, которые разделят между собой партию Модестины.

Важно отметить, что «Путешествие в Реймс» – копродукция Большого, осуществлена совместно с оперными театрами Амстердама, Копенгагена и Сиднея. Премьера состоялась аж в 2015 году. Но это нисколько не умаляет её достоинств. Ведь новаторский «Билли Бадд» Дэвида Олдена и волшебная «Альцина» Кэти Митчелл появились на сцене Большого театра по такой же схеме и заслуженно получили свои «Маски» и овации. «Путешествие в Реймс», похоже, ждёт такая же судьба.

 

Вместо слов – пластика, музыка и танцы

Считаные дни остались до премьеры в МХТ имени Чехова спектакля «ХХ век. Бал», придуманного и поставленного режиссёром и хореографом Аллой Сигаловой. Соавтором и продюсером выступил Константин Эрнст. «Отражение памяти в двух частях с прологом, музыкой и танцевальными этюдами» – так определили жанр постановки на сайте театра.

Свои воспоминания, ассоциации об ушедшем столетии Алла Сигалова рассказывает через символы, детали, движение, эмоции. «Исторические события в пластической драме переплетаются с культурными кодами эпох, истории обычных людей – с биографией героев своего века. Важные события, музыка, литература, спектакли, личности – всё соединилось в едином вихре. Есенин встречает Айседору, Марина Басманова провожает Бродского. НЭП, война, репрессии, первый полёт в космос и Олимпиада, Афганистан и рынок размером в целую страну». Всё это сопровождается ретромузыкальным рядом, короткими, но до боли узнаваемыми репликами их «Трёх сестёр», «Оптимистической трагедии», «Утиной охоты», «Ностальгии». Но лишь танец помогает не только осмыслить, но и понять наше прошлое, настоящее и будущее. Вот такой необычный «Бал» без слов нас ждёт в чеховском МХТ 5, 6 и 30, 31 декабря.

 

Новый тиран

Театр на Малой Бронной 14 декабря представит шекспировского «Макбета» в постановке Антона Яковлева. Этой премьеры ждут давно. Даниил Страхов в роли Макбета, а Наталья Самбурская в роли леди Макбет наглядно продемонстрируют разрушительные физические и психологические последствия чрезмерных политических амбиций. Став королём Шотландии, генерал Макбет страдает от чувства вины и страха потерять власть. Но, чтобы сохранить свою власть, надо совершать всё больше и больше убийств. Тиран понимает обречённость своих попыток удержать трон и сходит с ума... Но новый Макбет, по словам режиссёра, пытается найти смысл своего существования, изменить мир вокруг себя либо полностью уничтожить этот мир. На то он и Тиран!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram