Спич о ВИЧ
№ () от 5 декабря 2018 [«Аргументы Недели », Сергей ГРИНЁВ ]
Несмотря на то что о проблеме ВИЧ и СПИДа мировое сообщество знает уже больше 30 лет и существуют различные государственные и международные программы по профилактике и просвещению населения на сей счёт, – всё равно вокруг этой темы много мифов. Впрочем, далеко не сказка то, что ситуация в России по заболеваемости ВИЧ носит весьма пугающий по своим объёмам характер.
ДЛЯ начала немного статистики. По данным Роспотребнадзора, в 1-м полугодии 2018 года в РФ выявлено 42 662 новых ВИЧ-инфицированных. И хотя официальные инстанции говорят о снижении заболеваемости (по сравнению с 1-м полугодием 2017-го) по факту же число людей с ВИЧ-положительным статусом постоянно растёт. Так, если в прошлом году в России их проживало почти 944 тыс. человек, то к 1 июлю 2018‑го их количество выросло до 978 тысяч.
Западные источники рисуют более страшную картину: по их оценкам, в России к декабрю 2017-го проживало уже порядка 2 млн больных с ВИЧ. То есть «в среднем по больнице» в нашей стране примерно каждый сотый оказывается под угрозой. Но при детальном изучении ситуация оказывается намного хуже. 50, 9% случаев выявления ВИЧ приходится на территории, где проживает больше половины населения России.
Так, в зоне повышенного риска находятся жители Кемеровской (101, 3 новых случаев на 100 тыс. чел.), Новосибирской (77, 3 на 100 тыс.), Иркутской (76 на 100 тыс.) и Свердловской областей (74, 4 на 100 тыс.). Близкие к ним цифры показывают Челябинская, Томская, Тюменская области, Пермский и Красноярский края. Что касается городов, то здесь лидируют Кемерово, Новосибирск, Иркутск и Екатеринбург – количество заражённых ВИЧ больных превышает 2% от их населения. Вдобавок растёт ещё и число регионов, в которых ВИЧ поражены более 0, 5% населения. Если 4 года назад их было 22, то сегодня уже 34 региона.
При этом нужно чётко осознавать – это не конечные цифры. Очень многие люди не проходят ежегодные проверки на ВИЧ, так что реальные показатели могут существенно отличаться в большую сторону. Плюс Минздрав считает только тех, кого осмотрел врач-инфекционист и поставил на учёт.
Болезнь наркоманов и геев?
Многие до сих пор считают, что ВИЧ и СПИД – это болезни исключительно наркоманов, геев и жителей Африки. Мол, если я не колюсь, не устраиваю секс-тур по «колыбели человечества», не имею гомосексуальных связей, то я в безопасности. Однако статистика говорит об обратном. Больше половины случаев заражения ВИЧ произошло именно половым путём (53, 5%), а не наркотическим (43, 6%). Что касается секса среди гомосексуалистов, то здесь отмечено всего 2, 3% случаев от общего числа.
Если сравнивать по соотношению ВИЧ-инфицированных среди женщин и мужчин, то здесь «победа» за вторыми – 63% против 37%. Причём чаще всего это представители сильного пола в возрасте от 30 до 39 лет.
Как вообще происходит заражение? Через иглу, которой пользовался ВИЧ-положительный, или же через незащищённый секс с больным ВИЧ. Кроме того, заражение с вероятностью в 92, 5% произойдёт, если вам перельют кровь от человека с ВИЧ-положительным статусом, но, согласно действующему регламенту, всех доноров должны в обязательном порядке проверять во избежание подобных случаев.
Кроме того, нужно знать, при каких ситуациях заразиться ВИЧ невозможно, дабы не плодить страхи и не думать, что больные этим вирусом какие-то чумные люди, которых нужно обходить за километр. Не стоит бояться рукопожатий, объятий, капель пота или слёз, кашля и чихания, использовать общую посуду, ездить в общественном транспорте – это не грипп и не ОРВИ. Точно так же не стоит бояться поцелуев или передачи вируса через слюну (если, конечно, без взаимных укусов).
Есть ли лекарство?
Проблема поиска лекарства от ВИЧ заключается в характере вируса. Если простыми словами, он поражает саму иммунную систему, а вдобавок постоянно мутирует, поэтому победить его не получается – организм не успевает выработать антитела, которые должны его одолеть, как это обычно происходит с другими вирусами. Впрочем, есть различные схемы лечения из комплекса препаратов, которые подавляют ВИЧ. Все они недешёвые, и годовой курс обходится от 13 до 300 тыс. рублей.
Такие курсы надо проходить регулярно и дисциплинированно под надзором врача-инфекциониста СПИД-центра, поднять иммунитет и снизить риск передачи ВИЧ другому человеку. Опытный специалист подберёт безопасную схему и будет оценивать, как ВИЧ реагирует на препараты. Таким образом можно жить как обычный человек, не страдающий этим заболеванием. Но вся жизнь будет подчинена строгим правилам ведения здорового образа жизни.
Если же относиться халатно к лечению или же просто игнорировать его, то иммунитет перестанет бороться даже против не самых страшных для нашего века болезней, а дальше – смерть. Так, например, в России к 1 июля 2018 года умерло 23, 1% от числа всех зарегистрированных инфицированных ВИЧ, то есть 287 тыс. человек.
Конечно, наука не стоит на месте, учёные и специалисты ищут способы найти лекарство, которое вылечит или же сведёт к минимуму риск заражения ВИЧ. Так, в столице недавно прошёл конгресс китайских и российских специалистов в области ВИЧ и СПИД, главной новостью которого стало то, что уже найдена основа для создания препарата пролонгированной формы, который может уже в ближайшее время пройти испытания и выйти на российский рынок. А также то, что в Москве в 2019 г. начинается испытание самой перспективной терапевтической вакцины от СПИДа.
Но в любом случае не стоит беззаветно уповать на достижения науки и на «авось пронесёт».