Столичные платные парковки перестают вмещать всех желающих. Даже на тех улицах, где действует повышенный тариф (200 руб./час), порой уже не найти свободных мест. Как побочный эффект – водители начинают парковаться в запрещённых местах, что опять же провоцирует замедление трафика в городе. Власти уже обратили внимание на проблему, но вот её решение вызывает вопросы. Пока обдумывается вариант поднять стоимость часа стоянки – до 500 рублей!
ТАКАЯ сумма фигурировала в докладе специалистов из РЭУ им. Плеханова. По их мнению, чтобы разгрузить парковочные места в центре города и увеличить их ротацию, нужно, во-первых, поднять стоимость часа парковки, во-вторых, отменить бесплатную парковку по воскресеньям и бесплатную стоянку на 15 минут.
Меры, мягко говоря, радикальные. Ещё несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин был крайне возмущён подобным предложением – установить стоимость часа платной парковки в 500 руб. – от тогдашнего префекта ЦАО Сергея Байдакова. Градоначальник рассчитал, что ежемесячно такая стоянка стала бы обходиться в 100 тыс. руб., что, конечно, близко к зарплатам чиновников, но всё же далеко от расходов простого народа.
Пока же окончательного решения о повышении стоимости парковки на отдельных перегруженных улицах нет. Тем не менее в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» после изучения доклада от плехановских специалистов заявили, что такие предложения об увеличении тарифов рассматриваются, но, мол, ничего конкретного. Тема же непопулярная. Никто о ней громко говорить не будет, пока в обществе не будет чётко сформировано мнение о необходимости таких мер.
С другой стороны, дефицит парковочных мест на некоторых улицах в зоне повышенного тарифа – это не только проблема непосредственно нехватки мест. Это в том числе отражается на трафике, когда водители оставляют машины в неположенных местах (сужается дорожное пространство, вызов и работа эвакуатора блокирует движение) плюс когда начинают медленно двигаться по соседним улицам в поисках свободного места и тем самым замедляют весь поток. В общей сложности перегруженность стоянок в центре города (в частности, в Малом Черкасском переулке, на Раушской набережной, улице Балчуг, в Садовническом переулке, Нижнем Кисельном и Козицком переулках, на улицах Большая Якиманка, Неглинная, Петровка и Петровские Линии и др.) может негативно сказываться на движении на центральных улицах. Кроме того, в ЦОДД отмечают, что 46% водителей ищут свободное место для парковки более 5 минут.
Вторая проблема связана с резидентами, которые приобрели абонемент на парковку в своём районе, но полноценно пользоваться им не могут – нет мест. Так, например, этой осенью от жителей Хамовников поступило предложение в департамент транспорта создать парковочные места только для резидентов, а вдобавок поднять стоимость стоянки.
Альтернативы нет?
При всём этом любопытно, что не сформулировано предложение ограничить само время стоянки, как это сделано в некоторых европейских городах. Например, такой инструмент повышения ротации стоянок действует в Париже. Там на большинстве парковок в центре вообще запрещено стоять дольше двух часов. В Италии не дают стоять дольше трёх часов, но в ночное время платная парковка становится бесплатной. К слову, проблему резидентов легко решили в Мадриде – выделили цветовой разметкой парковочные места, которые предназначены только для местных жителей – для них действует льготный тариф.
Поэтому довольно странно, что и Моспаркинг, и специалисты из РЭУ им. Плеханова ухватились за идею сделать дороже и сократить льготы, будто бы других инструментов регулирования и не существует. К слову, идею с ограничением времени стоянки в АМПП считают бесполезной. По их данным, в столице в среднем люди паркуются менее чем на 2 часа – от 58 до 90 минут. Ну ограничьте тогда одним часом, если нужны ротация и заполняемость стоянок не более 85%. Или, в конце концов, почему на каждой перегруженной улице не выделить 15% мест по повышенному тарифу – для тех, кому так сильно нужно в центре оставить авто за любые деньги?
Ответ на вопрос, почему этого не происходит и не используются другие инструменты, может быть один – власти города пытаются одним выстрелом убить сразу двух зайцев. Во-первых, снизить загруженность парковок. Во-вторых, высокая стоимость отпугнёт водителей от использования личного авто. Всё же не просто так в докладе фигурирует информация о том, что повышение тарифов даже на 10% должно снизить количество поездок на 1–4%. С другой стороны, всё это мы уже проходили, когда ввели повышенный тариф 200 руб./час. В 2015-м точно так же было исследование (правда, от МАДИ), что, подняв стоимость парковки, можно уменьшить блуждающий трафик и снизить загрузку стоянок. С другой стороны, 500 руб.час – действительно пугающая цифра. Но что будет, если она не сработает? Платный въезд?